Цифровая трансформация — один из основных трендов как прошедшего 2020-го, так и наступившего 2021 года. Но когда вы переходите в онлайн, важно обратить внимание не только на финансовые и маркетинговые вопросы, но и учитывать юридические и налоговые нюансы. Мы собрали их в одной статье, чтобы вы были готовы к переходу в онлайн.
ПАО «Мегафон» приобрело в фотобанке права на размещение изображения «Ждун». После чего разместило его в рекламе на своем сайте megafon.ru. Как оказалось, фотобанк законных прав на это изображение не имел. В результате чего «Мегафон» получил иск от реального правообладателя. Решением суда первой инстанции (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2018 по делу № А40-182074/2017) за нарушение исключительных прав на «Ждуна» правообладателю была присуждена компенсация в размере 8,6 млн рублей.
Ваша реклама в интернете должна соответствовать закону о рекламе и не вводить клиентов в заблуждение. Например, сеть ювелирных магазинов «Sunlight» регулярно сообщала о своем уходе с рынка, в связи с которым предлагала приобрести товары на распродаже со скидкой до 80%.
Сотрудники УФАС России сделали вывод, что выражение «Уход с рынка», о котором говорилось в распространяемой рекламе, означает окончательное и полное закрытие всех торговых точек сети, включая онлайн-магазины. Однако при мониторинге сайта антимонопольная служба обнаружила информацию о продолжении реализации товаров через несколько торговых точек и интернет-сайт.
В результате чего реклама была признана недостоверной, а на «Sunlight» наложен штраф в размере 400 тыс. рублей. (Решение Волгоградского УФАС России от 31.07.2020 по делу № 034/05/5-540/2020).
Покупка в интернете — это такая же покупка, и должна происходить по таким же правилам, как и в офлайне. Клиенту необходимо выдать чек, который подтверждает оплату. Но не все предприниматели поступают добросовестно.
Сотрудниками налоговой инспекции было выявлено, что покупателю, который сделал заказ в интернет-магазине «Утконос» и оплатил его банковской картой, не был отправлен на указанный при регистрации адрес электронной почты чек.
В результате чего ИФНС был наложен штраф в размере 30 тыс. рублей за неприменение ККТ (Решение Московского городского суда от 06.11.2020 по делу № 7-12566/2020).
Обратите внимание, что при повторном нарушении деятельность юрлица может быть полностью приостановлена на срок до 90 суток. Для большинства бизнес-моделей такая приостановка равна огромным убыткам.
Рассмотренные кейсы — это только «верхушка айсберга», ведь законодательных требований к интернет-бизнесу не меньше, чем к офлайн-сфере. Последствием чего является высокая вероятность получения административных штрафов, а может быть, даже и приостановка деятельности.
Приведём в пример судебное дело № А40-202764/2018 (прошло три инстанции, включая Суд по интеллектуальным правам, а решение так и осталось неизменным).
Компания «А» заключила трудовые договоры с программистами. Со слов компании, она как работодатель дала поручение своим сотрудникам разработать программу — медицинский мессенджер для онлайн-взаимодействия врачей и пациентов. Программисты разработали мессенджер, Компания успешно продвигала свой продукт на рынке.
Один из работников ещё до момента увольнения зарегистрировал права на мессенджер лично на себя в Роспатенте. После чего сотрудники, которые работали над мессенджером, уволились и сразу создали своё ООО. Права на программу были переоформлены на эту организацию.
По мнению компании «А», бывшие работники намеренно создали новое юридическое лицо с целью осуществления конкуренции и использования созданных в период наличия трудовых отношений между ними и компанией продуктов и технических решений, исключительные права на которые должны были принадлежать «А».
Чтобы защитить свои права, компания обратилась в суд. И проиграла дело, потому что не смогла предоставить необходимые документы. А ведь всех этих проблем можно было бы избежать при грамотном документальном оформлении.
Перечень и содержание таких документов индивидуальны, они зависят от специфики бизнеса. Как правило, в этот список входят: публичная оферта, пользовательское соглашение, согласие на обработку персональных данных, политика конфиденциальности.
Цель документов — урегулировать ваши отношения с клиентами и партнёрами таким образом, чтобы обеспечить удобство взаимодействия и максимально возможную защиту от рисков для вас, учитывая особенности бизнес-модели и требования закона.
Законодательство о защите прав потребителей, о защите информации и иные законы предусматривают перечень сведений, которые необходимо указать на сайте онлайн-площадки. Это в том числе информация о продавце и товарах, а также о правилах их возврата. Важно, чтобы, оформляя заказ, покупатель согласился с условиями продажи, например, поставил галочку рядом с формулировкой согласия.
Один из способов, который может в этом помочь, — инструкция для сотрудников, занимающихся размещением рекламных материалов, содержащая алгоритм проверки объявлений на предмет их соответствия требованиям закона.
Условия использования объектов интеллектуальных прав достаточно чётко законодательно урегулированы. Чтобы избежать рисков привлечения к административной и уголовной ответственности, а также уплаты внушительных сумм компенсаций, достаточно внедрить в повседневную работу несколько простых правил.
Это важно как в ситуации, когда сайт, ПО или контент вам придумывает подрядчик, так и в случае разработки их своими силами (усилиями ваших работников).
А если вы уже давно работаете онлайн, не забывайте про правовое интернет-сопровождение. Чем более развит и успешен ваш бизнес, тем выше стоимость ошибки. Поэтому нужно быть в курсе современных тенденций и систематически проводить чек-ап своего ресурса. Ведь профилактика гораздо действеннее и дешевле, чем лечение.