Онлайн-журнал

Как перевести бизнес в онлайн и не нарушить законы

Работаем без штрафов и нарушений
 

Цифровая трансформация — один из основных трендов как прошедшего 2020-го, так и наступившего 2021 года. Но когда вы переходите в онлайн, важно обратить внимание не только на финансовые и маркетинговые вопросы, но и учитывать юридические и налоговые нюансы. Мы собрали их в одной статье, чтобы вы были готовы к переходу в онлайн.

 

Использование интеллектуальной собственности

 

На площадках, сайтах и блогах можно использовать только ваши изображения и тексты. Смотрите сами:

 

ПАО «Мегафон» приобрело в фотобанке права на размещение изображения «Ждун». После чего разместило его в рекламе на своем сайте megafon.ru. Как оказалось, фотобанк законных прав на это изображение не имел. В результате чего «Мегафон» получил иск от реального правообладателя. Решением суда первой инстанции (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2018 по делу № А40-182074/2017) за нарушение исключительных прав на «Ждуна» правообладателю была присуждена компенсация в размере 8,6 млн рублей.

 
 

Достоверная реклама и не очень

 

Ваша реклама в интернете должна соответствовать закону о рекламе и не вводить клиентов в заблуждение. Например, сеть ювелирных магазинов «Sunlight» регулярно сообщала о своем уходе с рынка, в связи с которым предлагала приобрести товары на распродаже со скидкой до 80%.

 
 

Сотрудники УФАС России сделали вывод, что выражение «Уход с рынка», о котором говорилось в распространяемой рекламе, означает окончательное и полное закрытие всех торговых точек сети, включая онлайн-магазины. Однако при мониторинге сайта антимонопольная служба обнаружила информацию о продолжении реализации товаров через несколько торговых точек и интернет-сайт.

 

В результате чего реклама была признана недостоверной, а на «Sunlight» наложен штраф в размере 400 тыс. рублей. (Решение Волгоградского УФАС России от 31.07.2020 по делу № 034/05/5-540/2020).

 

Не забывайте выдавать чек

 

Покупка в интернете — это такая же покупка, и должна происходить по таким же правилам, как и в офлайне. Клиенту необходимо выдать чек, который подтверждает оплату. Но не все предприниматели поступают добросовестно.

 

Сотрудниками налоговой инспекции было выявлено, что покупателю, который сделал заказ в интернет-магазине «Утконос» и оплатил его банковской картой, не был отправлен на указанный при регистрации адрес электронной почты чек.

 

В результате чего ИФНС был наложен штраф в размере 30 тыс. рублей за неприменение ККТ (Решение Московского городского суда от 06.11.2020 по делу № 7-12566/2020).

 

Обратите внимание, что при повторном нарушении деятельность юрлица может быть полностью приостановлена на срок до 90 суток. Для большинства бизнес-моделей такая приостановка равна огромным убыткам.

 

Серьёзные последствия

 

Рассмотренные кейсы — это только «верхушка айсберга», ведь законодательных требований к интернет-бизнесу не меньше, чем к офлайн-сфере. Последствием чего является высокая вероятность получения административных штрафов, а может быть, даже и приостановка деятельности.

 

Приведём в пример судебное дело № А40-202764/2018 (прошло три инстанции, включая Суд по интеллектуальным правам, а решение так и осталось неизменным).

 

Компания «А» заключила трудовые договоры с программистами. Со слов компании, она как работодатель дала поручение своим сотрудникам разработать программу — медицинский мессенджер для онлайн-взаимодействия врачей и пациентов. Программисты разработали мессенджер, Компания успешно продвигала свой продукт на рынке.

 

Один из работников ещё до момента увольнения зарегистрировал права на мессенджер лично на себя в Роспатенте. После чего сотрудники, которые работали над мессенджером, уволились и сразу создали своё ООО. Права на программу были переоформлены на эту организацию.

 

По мнению компании «А», бывшие работники намеренно создали новое юридическое лицо с целью осуществления конкуренции и использования созданных в период наличия трудовых отношений между ними и компанией продуктов и технических решений, исключительные права на которые должны были принадлежать «А».

 

Чтобы защитить свои права, компания обратилась в суд. И проиграла дело, потому что не смогла предоставить необходимые документы. А ведь всех этих проблем можно было бы избежать при грамотном документальном оформлении.

 
 

Топ-5 шагов при переходе в онлайн

 

1. Подготовьте оптимальные документы для сайта.

 

Перечень и содержание таких документов индивидуальны, они зависят от специфики бизнеса. Как правило, в этот список входят: публичная оферта, пользовательское соглашение, согласие на обработку персональных данных, политика конфиденциальности.

 

Цель документов — урегулировать ваши отношения с клиентами и партнёрами таким образом, чтобы обеспечить удобство взаимодействия и максимально возможную защиту от рисков для вас, учитывая особенности бизнес-модели и требования закона.

 

2. Разместите на сайте всю необходимую информацию.

 

Законодательство о защите прав потребителей, о защите информации и иные законы предусматривают перечень сведений, которые необходимо указать на сайте онлайн-площадки. Это в том числе информация о продавце и товарах, а также о правилах их возврата. Важно, чтобы, оформляя заказ, покупатель согласился с условиями продажи, например, поставил галочку рядом с формулировкой согласия.

 

3. Соблюдайте требования законодательства о рекламе.

 

Один из способов, который может в этом помочь, — инструкция для сотрудников, занимающихся размещением рекламных материалов, содержащая алгоритм проверки объявлений на предмет их соответствия требованиям закона.

 

4. Используйте чужие результаты интеллектуальной деятельности законно.

 

Условия использования объектов интеллектуальных прав достаточно чётко законодательно урегулированы. Чтобы избежать рисков привлечения к административной и уголовной ответственности, а также уплаты внушительных сумм компенсаций, достаточно внедрить в повседневную работу несколько простых правил.

 

5. Верно оформите свои права на интеллектуальную собственность.

 

Это важно как в ситуации, когда сайт, ПО или контент вам придумывает подрядчик, так и в случае разработки их своими силами (усилиями ваших работников).

 

А если вы уже давно работаете онлайн, не забывайте про правовое интернет-сопровождение. Чем более развит и успешен ваш бизнес, тем выше стоимость ошибки. Поэтому нужно быть в курсе современных тенденций и систематически проводить чек-ап своего ресурса. Ведь профилактика гораздо действеннее и дешевле, чем лечение.