Главная
Назад

Как провести конкурс и ничего не нарушить

Разбираемся в законах
 

Конкурсы — это отличный способ взаимодействия с вашими клиентами, при этом вы можете привлечь новую аудиторию и рассказать о своём бренде. Но как правильно провести конкурс с точки зрения закона? Кто должен платить налоги с приза? Разбираемся в этой статье.

 

Какие конкурсы бывают

 

С точки зрения закона существуют три разных вида мероприятий-розыгрышей:

 
  • публичное обещание награды;
  • публичный конкурс;
  • проведение игр и пари, лотерей, тотализаторов, иных игр государством или по его разрешению.
 

Обратите внимание на последний пункт. Эти мероприятия могут проводиться только государством или по его разрешению. Организатором лотереи может быть федеральный орган исполнительной власти, а рекламировать игру, основанную на риске, можно только в определённых местах и в конкретное время. Поэтому не стоит говорить о своём конкурсе как о лотерее, ведь тогда у вас могут возникнуть проблемы.

 

Публичное обещание награды — это ситуации, когда вы обещаете приз за конкретное действие. Например, разработчик крупного онлайн-сервиса обещает миллион тому, кто найдёт в ней уязвимость. Вот такие ситуации попадают под этот вид мероприятия. Ведь приз может получить только один человек, который первым выполнит необходимое действие.

 

Получается, что розыгрыши в социальных сетях является публичным конкурсом. Но в этом случае приз получает тот, кто лучше других выполнил задание или достиг конкретных результатов согласно правилам конкурса. Помните, как в детстве, кто быстрее добежит, тот и победил.

 
 

Какие требования к публичному конкурсу выдвигает закон

 

Специальные нормы о проведении публичного конкурса закреплены в главе 57 Гражданского кодекса РФ. 

 

По закону:

 
  • организатором конкурса может быть любое лицо;
  • для проведения конкурса не требуется его предварительной регистрации и разрешения государственного органа;
  • необходимо в открытом доступе опубликовать правила проведения конкурса и соблюсти их.
 
Пример конкурса от Snickers
 

Если в конкурсе участвовал один человек, то он будет считаться несостоявшимся, ведь нет возможности выбрать победителя. Согласно Гражданскому кодексу любой публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, их необходимо указывать в правилах.

 

Можно использовать такие формулировки:

 
  • «продвижение и коммерциализация инноваций»;
  • «образовательно-познавательная общественно полезная цель конкурса»;
  • «поддержка творческого самовыражения и развитие творческих навыков у участников конкурса».
 

Всё это с формальной юридической точки зрения не даёт квалифицировать такие конкурсы как недействительные.

 

Что ещё необходимо указывать в правилах публичного конкурса? Вы должны прописать:

 
  • условия, предусматривающие существо задания;
  • критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений;
  • место, срок и порядок их представления;
  • размер и форма награды, изменить которые можно лишь в течение первой половины срока, установленного для представления работ;
  • порядок и сроки объявления результатов конкурса.
 
 

Чем подробнее вы пропишите все условия, тем меньше споров с участниками возникнет в будущем. Например, несколько лет назад представители Honda в России проводили фотоконкурс в Facebook. А один из проигравших участников подал на них в суд с требованием выплатить ему моральный ущерб. Какие у него были причины? Он посчитал, что работа победителя не соответствовала требованиям, которые были описаны в правилах.

 

Также рекомендуется предусмотреть следующие условия:

 
  • территория проведения конкурса и, в случае необходимости, возрастные ограничения для участников;
  • запрет на участие работников и представителей организатора, членов их семей и так далее;
  • согласие участников с условием о том, что в случае изменения или отмены конкурса организатором, последний не обязан возмещать расходы участникам конкурса, которые не закончили и не представили свою конкурсную работу, поскольку она заведомо не соответствует условиям. Такое условие поможет вам избежать установленной законом обязанности возместить расходы, понесённые участником, в связи с участием в конкурсе и его отменой;
  • если предметом конкурса является создание результата интеллектуальной деятельности, должны быть условия предоставления прав на него организатору, а также использования и выплаты вознаграждения автору;
  • право не возвращать участникам конкурса их работы. Иначе по закону их придется вернуть;
  • условие о праве организатора не выплачивать денежный эквивалент неденежной награды, а также не осуществлять её замену. Это позволит избежать необоснованных требований финалистов заменить неденежный приз деньгами;
  • информация об организаторе;
  • согласие участников на обработку их персональных данных;
  • информация про отстранение участников за мошеннические действия.
 

Как рекламировать конкурс

 

Необходимо также уделить внимание продвижению конкурса, чтобы не нарушить законы о рекламе.

 

В объявлении должны быть указаны:

 
  • сроки проведения конкурса;
  • источник информации об организаторе, о правилах проведения конкурса, включая сроки окончания приёма заявок на участие, количество призов, сроки, место и порядок их получения.
 

Если этой информации нет или она неверна, организатор может понести гражданско-правовую и административную ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей.

 
 

Какие налоги надо заплатить в связи с проведением конкурса

 

Когда человек получает любой выигрыш или приз, он должен заплатить налог 35%. Не облагаются налогом только те призы, стоимость которых меньше четырёх тысяч рублей.

 

Кто платит налог? Если приз — деньги, то организатор конкурса удерживает необходимую сумму и перечисляет её в бюджет. Если же выигрыш — это какой-то предмет, например квартира или iPhone, то организатор уведомляет в письменной форме победителя, а он уже сам выплачивает необходимую сумму налога.

 

Но если вы хотите создать сильный бренд, вы можете проявить заботу о вашем победители и сами заплатить налог на приз. Меньше забот у вашего клиента — больше лояльности к вам, как к бренду.

 

Проведение конкурса — это полезный для бизнеса инструмент, но важно проводить его в рамках закона, чтобы не выплачивать штрафы и не запятнать репутацию бренда.

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением