Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Термины // ROI и ROMI

Рассказываем, что это и как влияет на ваш бизнес

 

Цифровая трансформация для малого бизнеса — это не только использование онлайн-каналов. Нужно понимать, правильно ли развивается ваша компания. Сегодня расскажем о двух важных метриках успеха любого бизнеса: ROI и ROMI. Рассчитать окупаемость инвестиций в маркетинг и интернет-рекламу с их помощью будет удобно и достоверно.

 

ROI. Оцениваем эффективность инвестиций

 

ROI — показатель, который оценивает окупаемость вашего бизнеса. Посчитав ROI, вы можете понять, сколько зарабатываете с каждого вложенного в дело рубля.

 

Он выражается в процентах. ROI = 150% значит, что с каждого потраченного рубля вы заработали 1,5 рубля. Чем выше ROI, тем лучше. Если он равен нулю или меньше — ваш бизнес не окупается.

 

Формула расчета ROI: (Доход – Размер инвестиций) / Размер инвестиций * 100%

 

Чтобы было понятнее

 

Разберем пример. Вы — владелец кофейни и решили ее развивать. Купили современную кофемашину и расширили меню. На покупку нового оборудования, обучение и мастер-классы для сотрудников кухни было потрачено 2,5 млн рублей. Прибыль за год — 4 млн рублей. У нас есть все, чтобы посчитать заветную метрику:

 

ROI = (4 млн – 2,5 млн) / 2,5 млн * 100% Таким образом, ROI = 60%

 

ROMI. Оцениваем эффективность от маркетинговых вложений

 

ROMI — метрика, которая показывает, как окупаются затраты на маркетинг и его инструменты. ROMI можно считать для всех инструментов маркетинга, но больше пользы эта метрика принесет, если рассчитывать ее для каждого инструмента отдельно.

 

Формула расчета ROMI: (Прибыль, которую принесла маркетинговая кампания – Затраты на кампанию) / Затраты на кампанию * 100%

 

Чтобы было понятнее

 

Рассмотрим пример. Вы — все тот же владелец кофейни. Помимо затрат на оборудование и меню, вложили в рекламную кампанию 1,5 млн рублей: 1 млн рублей на контекстную рекламу, а 0,5 млн — на таргет. Напоминаем, что за год вы заработали 4 млн рублей. Посчитаем ROMI:

 

ROMI = (4 млн – 1,5 млн) / 1,5 млн * 100% ROMI = 166%

 

Отличие ROI и ROMI

 

ROI показывает эффективность любых инвестиций. В расчете ROI для бизнеса учитывают все затраты: закупку товара, аренду склада и офиса, найм сотрудников, покупку транспорта и прочее. Уделив внимание каждой из этих мелочей, вы получите самую достоверную картину.

 

ROMI — то же самое, но в разрезе затрат на маркетинг. Под инвестициями тут чаще всего имеют в виду затраты на маркетинг: разработку сайта, создание фирменного стиля, исследование рынка, оформление шоу-рума. Строгих критериев, что именно относится к затратам на маркетинг, нет. Список зависит от типа бизнеса, каждая компания определяет его для себя самостоятельно.

 

Это, безусловно, любопытные и важные показатели, но, прежде чем принимать управленческие решения на их основе, стоит как следует разобраться, как и в каких ситуациях ими лучше пользоваться.