Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как использовать XYZ-анализ для учёта товара на складе

И не хранить неликвидные товары

 

Знаете ли вы, какие товары более востребованы среди ваших покупателей? А сколько товара надо закупать, чтобы максимально рентабельно использовать склад? Чтобы грамотно оценить необходимое количество того или иного товара, можно использовать XYZ-анализ. Рассказываем в этой статье, как его использовать.

 

Особенности XYZ-анализа

 

XYZ-анализ помогает оценить, насколько популярны определённые товары или услуги. Вы сможете увидеть, является ли спрос на ваше предложение устойчивым или нет. Чтобы провести такой анализ, нужна статистика по продажам на несколько месяцев.

 

Для примера можно взять выдуманный магазин канцтоваров. Таблица с первоначальными данными будет иметь такой вид:

 
Исходные данные для анализа
 

Вам необходимо посчитать, как меняется объём продаж по каждому товару от месяца к месяцу. Сделать это можно с помощью простой формулы в Google Таблицах:

 

Коэффициент вариации = СТАНДАРТОТКЛОНП ()/СРЗНАЧ()

 

В итоге у нас получилась такая таблица:

 
Разделение товаров после XYZ-анализа
 
 

Анализ результатов XYZ-анализа

 

Когда вы отсортируете все товары, то увидите, какие из них пользуются стабильным спросом, какие иногда востребованы, а какие совсем непопулярны среди ваших клиентов. Благодаря этой информации вы можете принимать решение о дальнейших поставках:

 
  • X-группа — товары, ради которых к вам идут покупатели. Они всегда должны быть в наличии.
  • Y-группа — менее популярные товары. Вы можете закупать их в меньшем количестве, чем товары-локомотивы.
  • Z-группа — самое слабое звено. Вы можете отказаться от этих товаров вообще или продавать их только по предзаказу.
 
 

Тонкости XYZ-анализа

 

В XYZ-анализе есть один важный нюанс, который необходимо учитывать. Коэффициент вариации сильно зависит от сезона продаж. В нашем примере с канцелярскими товарами спрос падает в начале лета. Поэтому, если мы уберём данные по июню, то получим другие результаты:

 
Результат XYZ-анализа без учёта сезонного падения спроса
 

Учитывайте фактор сезонности при XYZ-анализе и анализируйте высокий и низкий сезон отдельно.

 

XYZ-анализ — простой и быстрый способ проанализировать спрос на ваши товары и закупать только те из них, спрос на которые стабильно высокий.