Знаете ли вы, какие товары более востребованы среди ваших покупателей? А сколько товара надо закупать, чтобы максимально рентабельно использовать склад? Чтобы грамотно оценить необходимое количество того или иного товара, можно использовать XYZ-анализ. Рассказываем в этой статье, как его использовать.
XYZ-анализ помогает оценить, насколько популярны определённые товары или услуги. Вы сможете увидеть, является ли спрос на ваше предложение устойчивым или нет. Чтобы провести такой анализ, нужна статистика по продажам на несколько месяцев.
Для примера можно взять выдуманный магазин канцтоваров. Таблица с первоначальными данными будет иметь такой вид:
Вам необходимо посчитать, как меняется объём продаж по каждому товару от месяца к месяцу. Сделать это можно с помощью простой формулы в Google Таблицах:
Когда вы отсортируете все товары, то увидите, какие из них пользуются стабильным спросом, какие иногда востребованы, а какие совсем непопулярны среди ваших клиентов. Благодаря этой информации вы можете принимать решение о дальнейших поставках:
- X-группа — товары, ради которых к вам идут покупатели. Они всегда должны быть в наличии.
- Y-группа — менее популярные товары. Вы можете закупать их в меньшем количестве, чем товары-локомотивы.
- Z-группа — самое слабое звено. Вы можете отказаться от этих товаров вообще или продавать их только по предзаказу.