Знаете, как понять, что на самом деле важно для вашего клиента? Можно использовать модель Кано. Разберём в материале, что это такое и как её использовать для анализа продукта.
В 70-е годы XX века японский исследователь Нориаки Кано разработал инструмент, с помощью которого можно измерить, как пользователи относятся к свойствам продукта.
- Обязательные (Must-be). Это те критерии, без которых не было бы самого продукта. Например, на рынке производства автомобилей обязательными свойствами будет: наличие мотора в машине, дверей, педалей и т. д.
- Основные (Performance). Это важные критерии для конкретной аудитории. Для машины такими свойствами могут быть расход топлива и время разгона до 100 км/ч. С помощью этих критериев вы можете с лёгкостью сегментировать ваших клиентов.
- Дополнительные (Attractive). Уникальные свойства, которые отличают ваш товар от других. Обратите внимание, что когда дополнительные свойства набирают популярность, они переходят в категорию «основные», а затем в «обязательные». Например, раньше кондиционер в автомобиле казался выгодным предложением, а сейчас сложно представить машину без него.
- Безразличные (Indifferent). Очевидно из названия, что это те критерии, которые не влияют на выбор потребителя. Для кого-то важен большой багажник или объём двигателя, а кто-то даже не обратит внимание на эти характеристики автомобиля.
Чтобы проанализировать отношение потребителей к вашему товару, вы можете запустить опрос по модели Кано. Для этого необходимо:
- Составить список гипотез о вашем товаре.
- Каждую гипотезу описать в простой и понятной форме. Вы можете использовать скриншоты и картинки, чтобы максимально подробно донести свою идею до пользователя.
- К каждой идее необходимо задать три вопроса:
- Полезный или функциональный вопрос. Он должен звучать примерно так: «Как вы относитесь к тому, что у вас есть возможность использовать это свойство?»
- Дисфункциональный вопрос. С его помощью вы узнаете, насколько клиенту нравится то, что у него нет возможности использовать тот или иной инструмент.
- Вопрос для определения важности. Узнайте, насколько человеку важно пользоваться конкретной функцией товара.
Например, вы планируете запускать на рынок новый смартфон со встроенным штативом и мощной камерой и хотите узнать, как пользователи отнесутся к такой новинке.
- Мне это нравится.
- Обязано быть именно так.
- Мне всё равно.
- Я могу с этим жить/терпеть
- Мне это не нравится.
- Мне это нравится.
- Обязано быть именно так.
- Мне всё равно.
- Я могу с этим жить/терпеть.
- Мне это не нравится.
Чтобы понять, какой результат дал опрос, необходимо посмотреть на вопросы полезности и бесполезности. В результате получается следующая матрица:
Все критерии, которые попали на красный сектор, — это обязательные свойства. Без этой функциональности потребитель не купит продукт. Жёлтый прямоугольник — это желательные свойства, этими идеями следует занимать, когда обязательные идеи доступны потребителям.
Зелёные сектора — восхищающие критерии, обычно они просты и дёшевы для компании, приносят удовольствие потребителю. Их можно превратить в конкурентное преимущество вашего товара.