Оптимизация расходов компании напоминает работу опытного хирурга: надо знать, где отрезать, чтобы стало лучше и все механизмы продолжали работать слаженно. Мы подготовили для вас подборку советов, как правильно сокращать расходы компании.
Без некоторых трат компания просто не будет существовать, поэтому важно грамотно оценить, какие расходы есть в компании уже сейчас.
- Высокоприоритетные — эти расходы лежат в основе работы компании;
- Приоритетные — если убрать что-то из этого списка, то могут возникнуть сбои в работе;
- Допустимые — не влияют непосредственно на работу компании, но влияют на обслуживание и взаимодействие с клиентами (например, бесплатное печенье к каждой чашке кофе);
- Ненужные — если убрать эти расходы, не произойдёт ничего.
Очевидно, что первыми под сокращение попадут ненужные и допустимые расходы. Но если необходимо убрать траты из двух других категорий, то делайте это поэтапно, маленькими изменениями раз в месяц.
Многие расходы совершаются, потому что так принято: компания без офиса кажется несерьёзной, а сотрудники должны обязательно сидеть на окладе. Но всегда ли это рентабельно? Есть ли смысл платить за аренду, если все работают из дома? И будет ли сотрудник работать эффективнее, если будет получать сдельную оплату?
Проанализируйте, нет ли в вашем бизнесе ресурсов, которые вы используете недостаточно эффективно. И придумайте, как извлечь из него максимум пользы для вашего дела.
Качественный продукт — это одна из причин, почему клиенты выбирают именно вас. Представьте, что у вас есть кофейня, которая сама жарит и зёрна кофе. И тут вы решаете поменять поставщика и отказаться от собственной жарки. Заметят ли посетители изменения? Конечно, вкус кофе станет сильно другим, и ваши постоянные клиенты перестанут заходить к вам.
Известный принцип Парето говорит, что 20% усилий даёт 80% результата. А где спрятались те 20% действий, которые приносят 80% расходов вашей компании? Проанализируйте бизнес-процессы и посмотрите, что можно действительно убрать без вреда для работы.
Как ещё можно убрать лишнее? Внедрить современные цифровые инструменты. Например, чат-бот может сократить расходы на call-центр, а электронная цифровая подпись избавит вас от затрат на отправку документов.
Подойдите к вопросу сокращения расходов творчески, обсудите с сотрудниками, какие, на их взгляд, расходы являются неприемлемыми. Подумайте, как вы можете превратить расходы в доходы и какие бесполезные активы можете продать.
И начинайте внедрять те сокращения, которые легко использовать и которые дадут наибольший результат.