Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Hard и soft skills

Почему надо развивать гибкие навыки

Не забудьте заключить договор с сотрудником!
Подготовили для вас шаблон Трудового договора
Не забудьте заключить договор с сотрудником!
Подготовили для вас шаблон Трудового договора
 

В 2017 году компания Google обнаружила, что самыми продуктивными были команды сотрудников с сильными soft skills. Какие навыки считаются гибкими и чем они отличаются от жёстких — разберёмся в новом материале Open Academy.

 

Что такое hard и soft skills

 

Профессиональные компетенции разделяются на hard и soft skills. Первые — это привычные навыки, которые необходимы для каждой отдельной специальности: для программиста важно знать языки программирования, для таргетолога — настраивать рекламу в интернете, а для дипломата — знать иностранные языки и разбираться в международных отношениях.

 

Soft skills — непрофессиональные навыки, это умения и знания, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Эмпатия и эмоциональный интеллект, критическое мышление и навык работы в команде, ненасильственное общение и тайм-менеджмент — именно эти навыки относят к гибким. И чтобы добиться успеха, недостаточно только быть хорошим профессионалом, надо ещё уметь договариваться с коллегами и клиентами, понимать чувства других людей и анализировать свои поступки.

 
 

И если жёсткие навыки можно получить на курсах повышения квалификации, то soft skills нельзя приобрести за несколько дней или недель. Гибкие навыки закладываются в детстве и развиваются в течение долгого периода, иногда всей жизни человека. Это не значит, что их нельзя развить с нуля, но если вы захотите улучшить свои soft skills, надо будет запастись терпением и оттачивать навык каждый день в разных жизненных ситуациях.

 

Почему soft skills важны

 

Учёные из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги обнаружили, что на 85% успех человека в профессии зависит от soft skills, а на жёсткие навыки остаются только 15%. Причём развивать гибкие навыки важно и сотрудникам, и руководителю, ведь вы, как лидер, задаёте направление развития компании.

 

Гибкие навыки нельзя оцифровать или заменить техническим решением. Искусственный интеллект не сможет придумать, как действовать в нетипичных обстоятельствах или проанализировать ситуацию.

 

Soft skills стали инструментом для развития и роста компании. Согласно оценкам Бостонского колледжа и ведущих вузов США, после обучения гибким навыкам производительность каждого отдельного сотрудника вырастает на 12%, а возврат инвестиций составляет 250%.

 
 

Как развивать гибкие навыки

 

Прежде чем начать изучать, надо понять, что изучать? Какие конкретно гибкие навыки необходимы в вашей жизни? Подумайте, с какими трудностями вы столкнулись в последнее время в работе и какие навыки помогли бы вам их решить? Выпишите их — это и есть необходимые для вас soft skills.

 

Также вы можете пройти один из тестов на определение уровня развития гибких навыков. Например, можно взять этот или этот. Такие тесты можно использовать и для того, чтобы определить, какие гибкие навыки необходимо развивать у ваших сотрудников.

 

Вы можете прочитать книгу или пройти курс, но это только первый маленький шаг к развитию гибких навыков. Необходимо каждый день внедрять навык в свою ежедневную практику. Например, вы хотите развить навык ненасильственного общения, анализируйте каждый свой диалог в течение дня, оценивайте, насколько резкими и категоричными были ваши высказывания. Затем учитесь использовать более экологичные фразы в беседах с близкими. Так ненасильственное общение постепенно войдёт в привычку.

 

Или, например, вы хотите научиться управлять проектами. Начните воспринимать каждую свою задачу, как проект: разделяйте на этапы, ставьте дедлайны, анализируйте результаты. Когда будут удаваться маленькие проекты, можно усложнять задачу и совершенствовать свой навык.

 

И так можно поступать с любым из soft skills. Чтобы вам проще было сделать первый шаг к приобретению гибких навыков, мы собрали для вас небольшие подборки книг, с изучения которых можно начать.

 
 

Коммуникация:

 
  • Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно».
  • Мортен Хансен «Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству».
  • Твайла Тарп «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду».
  • Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон «Переговоры без поражения».
 

Критическое мышление:

 
  • Том Чатфилд «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй своё мнение».
  • Оскар Бренифье «Давай обсудим».
  • Эрик Ванс «Внушаемый мозг. Как мы себя обманываем и исцеляем».
  • Дайана Халперн «Психология критического мышления».
 

Управление проектами:

 
  • Джефф Сазерленд «Scrum. Революционный метод управления проектами».
  • Марк Форстер «Сделай это завтра».
  • Николай Товеровский «Управление проектами, людьми и собой».
  • Дэвид Андерсон «Канбан. Альтернативный путь в Agile».
  • Том ДеМарко, Тимоти Листер «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды».
 
 

Ненасильственное общение:

 
  • Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения. Строить отношения и управлять ими, эффективно общаться, понимать других».
  • Маршалл Розенберг «Язык жизни».
 

Принятие решений:

 
  • Дмитрий Чернышёв «Как люди думают».
  • Чип Хиз и Дэн Хиз «Ловушка мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете».
  • Тал Бен-Шахар «Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь».
  • Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью».
 

Решение проблем:

 
  • Морган Джонс «Решение проблем по методикам спецслужб».
  • Нэт Грин «Хватить гадать!».
  • Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро».
 

Эмоциональный интеллект:

 
  • Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0».
  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и книга «Эмоциональный интеллект в работе».
  • Энтони Мерсино «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов. Практическое руководство».
  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость».
 

Soft skills — это навыки будущего. Хотите быть успешным, начинайте развивать в себе гибкие навыки уже сейчас.

Не забудьте заключить договор с сотрудником!
Подготовили для вас шаблон Трудового договора