Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Франшиза

Юридические аспекты ведения бизнеса по франшизе

 

Бизнес по франшизе (франчайзинг) считается отличной инвестицией в будущее предприятия или компании. Работа по франшизе может осуществляться где угодно — в продаже товаров определённой марки или предоставлении различных услуг (общепит, косметология, логистика, туризм и другие).

 

Что такое франчайзинг

 

Франчайзинг — это система отношений между двумя участниками, при которых продавец (франчайзер) предоставляет покупателю (франчайзи) исключительное право на определённый вид отлаженного бизнеса за плату. Это возмездное право называется франшиза. Она позволяет покупателю действовать от своего имени и использовать товарные знаки (бренды) правообладателя. Крупная компания с высокой рыночной репутацией может заключать договор с более мелким предприятием или ИП. Согласно его условиям, они выпускают и продают конкретные товары, оказывают услуги или выполняют определённые работы.

 

Франчайзер оказывает содействие франчайзи в следующих аспектах:

 
  • помогает развивать бизнес;
  • консультирует по всем вопросам;
  • обеспечивает технически и информационно;
  • помогает закрепиться на рынке.
 
 

В российском законодательстве вместо понятий «франчайзер» и «франчайзи»  используются термины «правообладатель» и «пользователь». Этот вид предпринимательства регулируется договором коммерческой концессии. Общепринятая практика франчайзинга и коммерческая концессия (соглашение) не тождественны, поэтому последняя не способна отображать и регулировать особенности первого.

 
 

Договор франчайзинга

 

Если рассматривать договор коммерческой концессии, то у него нет утверждённой формы.

 

При этом существует перечень требований:

 
  1. В качестве франчайзи может выступать только ИП или юрлицо.
  2. Товарный знак франчайзера в обязательном порядке регистрируется в Федеральном институте промышленной собственности.
  3. Указывается размер фиксированной платы за франшизу: паушальный взнос, составляющий 9-11% от общих первоначальных затрат, и последующие оплаты.
  4. Для франчайзера и франчайзи прописываются договорные обязательства. Первый обеспечивает пользователя информационно и технически, второй следует требованиям правообладателя.
  5. Ежемесячно франчайзер получает роялти за использование принадлежащих ему товарных знаков, патентов или других авторских прав. Роялти может быть фиксированным или составлять 2-6% от оборота или выручки.
  6. Договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Тогда он имеет юридическую силу в случае потенциальных разногласий между сторонами.
 
 

Регистрация сделок по франшизе

 

Сделка по покупке франшизы считается состоявшейся, если она прошла государственную регистрацию в Роспатенте. Для этого необходимо подать заявление о регистрации или документы о заключении сделки (либо их нотариально заверенные копии) в 2-х экземплярах, которые подтверждают переход права от франчайзера к франчайзи.

 

В договоре должны быть указаны:

 
  • его предмет с правами на фирменное наименование и нераскрытую информацию;
  • сфера применения франшизы;
  • объёмы использования предоставленных прав и информации;
  • оплата и срок их использования.
 

Участники франчайзинга могут изменить либо расторгнуть договор в патентном органе, регистрирующем обе процедуры.

 
 

Разрешение конфликтов при заключении сделок по франшизе

 

Изначально франшиза — это партнёрство. Но в этом тандеме стороны обладают неравными правами, вследствие чего подобная схема работы нередко приводит к конфликтам участников франчайзинга.

 

Например:

 
  1. Правообладатель рискует потерей репутации, если пользователь не соблюдает технологии, инструкции и не придерживается утверждённых стандартов.
  2. Часто происходит присвоение ноу-хау франчайзера, из-за чего стороны становятся не партнёрами, а конкурентами. Российское законодательство пока не придумало способ, как защитить правообладателя от подобного воровства.
  3. В случае разрыва отношений франчайзи может продолжать работать под торговой маркой франчайзера, несмотря на то, что все технологии и бренды должны использоваться только во время совместной работы.
  4. Франчайзи может шантажировать франчайзера закрытием торговых точек и таким образом выпрашивать скидки или послабления.
  5. Стороны иногда стремятся к увеличению разных показателей: франчайзер хочет получать роялти, а франчайзи — прибыль.
  6. Для франчайзи тоже существует ограничение его прав по принятию решений:
 
  • он не может быстро расторгнуть договор;
  • другие франчайзи выступают его конкурентами;
  • он зависит от финансовой стабильности правообладателя;
  • он не получает от него поддержку, несмотря на оговоренные обязательства;
  • существует риск переоценки перспективности торговой марки или бренда.
 

При возникновении франчайзинговых конфликтов есть три способа их разрешения:

 
  1. Стороны пытаются договориться самостоятельно, если речь идёт о сохранение ноу-хау и конфиденциальной информации.
  2. Участники разрешают ситуацию в суде.
  3. Франчайзер и франчайзи игнорируют друг друга и взаимно не выполняют условия договора.
 

Покупка франшизы — это получение готового перспективного бизнеса. Результаты сотрудничества сторон будут успешными, если участники обоюдно будут анализировать рыночную ситуацию, изучать условия приобретения и действия франшизы, проявлять ответственность и советоваться с юристами.