Не все источники информации одинаково надежны. Как понять, правдива информация или нет? Open Academy подготовила памятку по фактчекингу для предпринимателей.
- Используют проверяемые факты — числа, даты, имена, прошедшие события.
- Подтверждаются данными из других источников.
- Ссылаются на авторитетные первоисточники, имеющие определенный статус (особенно официальный) — научно-исследовательские институты, международные рейтинговые агентства (особенно агентства «Большой тройки» — Moody's, Standard & Poor’s и Fitch Ratings).
- Ссылаются на документальные архивы (например, архив Российской академии наук), статистические агентства (например, Росстат или статистические службы системы ООН).
- Не указывают дату и автора публикации.
- Не содержат ссылки на первоисточники.
- Представляют собой запись на личном сайте автора, в блоге или на форуме.
- Освещают вопрос ангажированно: строго с положительной либо негативной стороны.
Не поддавайтесь эмоциям и собственным предпочтениям, воспринимая информацию. Наш ум склонен отдавать предпочтение той информации, которая согласуется с нашей точкой зрения и с нашими ожиданиями. При этом мы можем игнорировать реальные факты! Просто потому, что они не в нашей «картине мира».
Почитайте о когнитивных искажениях и отслеживайте свои ощущения при изучении чего-то, что не согласуется с вашей предыдущей точкой зрения.
Сохраняйте в закладки, чтобы быстро проверить информацию о поставщиках, партнерах и узнать последние нововведения налогового законодательства.
- Проверить свои и чужие налоги: сервисы ФНС (www.nalog.ru), проект «Прозрачный бизнес» (pb.nalog.ru).
- Проверить честность контрагента: Картотека арбитражных дел (kad.arbitr.ru), Банк данных исполнительных производств (fssprus.ru), Единый реестр проверок Генеральной прокуратуры (proverki.gov.ru).
- Собрать аналитику: Федресурс (fedresurs.ru), Портал госзакупок (zakupki.gov.ru), Система СПАРК (www.spark-interfax.ru), сервис платный.