Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

SWOT-анализ

Как планировать свой бизнес правильно

 

Ни один бизнес не может существовать в вакууме. Управление им, равно как и развитие любого проекта, начинается с алгоритма изучения состояния компании. В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета предложили внедрить так называемую SWOT-модель. С её помощью стало возможным разрабатывать стратегию поведения любой компании. Анализ позволяет определить зависимость её состояния от комплекса внешних и внутренних воздействий. SWOT-анализ можно назвать главным предварительным этапом в маркетинговом планировании. Его суть заключается в фиксировании всех факторов, которые влияют на бизнес и деятельность.

 

Методика настолько универсальна, что может применяться в следующих сферах:

 
  • в стратегическом проектировании новой компании, услуги или товара;
  • в анализе деятельности государственной или некоммерческой компании, образовательного учреждения, проекта, отдела и т.д.;
  • для анализа профессионального или личностного роста;
  • для изучения поведения конкурентов в той или иной нише.
 

Любой предприниматель должен видеть реальные способы управления. К ним относятся внутренние ресурсы компании, а также препятствия и оценка возможностей для её роста.

 
 

Четыре SWOT-фактора

 

Для успешности развития бизнес-проекта необходимо учитывать четыре основных фактора:

 
  1. Strengths — сильные стороны. К ним относятся преимущества, ценности, навыки — например, качество продукции, репутация, бонусная система, грамотный персонал. Благодаря сильным позициям компания увеличивает продажи, усиливает своё присутствие на рынке и достойно конкурирует с другими фирмами.
  2. Weakness — слабые стороны. Здесь имеются в виду недостатки, которые мешают компании развиваться, получать прибыль и выигрывать у конкурентов. К ним можно отнести высокие цены, скудный ассортимент, плохие условия труда и т.д. Если их выявить и изучить, можно минимизировать потери и даже усилить эти слабые места.
  3. Opportunities — возможности. Сюда входят благоприятные факторы, позволяющие компании расти и быть эффективной: развитие технологий, появление новых партнёров, возможность работать за пределами страны и т.д. Если грамотно использовать эти факторы, можно существенно укрепить сильные стороны вашей организации.
  4. Threats – угрозы. К ним относятся отрицательные факторы или трудности, на которые не влияют решения предпринимателя. Это могут быть различные форс-мажоры, рост числа конкурентов, изменение законодательства не в вашу пользу и другие.
 
 

Состояние компании определяют «S» и «W», а её внешнее окружение — «O» и «T».

 

Как проводить SWOT-анализ

 

Эта модель не только помогает прорабатывать стратегии, но и позволяет систематизировать имеющиеся знания. Результат анализа не будет успешным, если данные неверные или неполные. 

 

Поэтому здесь важно учитывать 5 главных правил:

 
  • Проводите SWOT-анализ не для всего бизнеса, а для его отдельных сегментов: продукта, услуги или направления.
  • Не смешивайте сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами. Они отличаются тем, что конкретно вы способны изменить сами и на что никак не можете повлиять изнутри.
  • Когда вы определяете «S» и «W», одинаково серьёзно прислушивайтесь к мнению руководителей, конкурентов, покупателей и партнёров. От этого зависит ваша рыночная конкурентоспособность.
  • SWOT-анализ предполагает объективную оценку, поэтому опирайтесь на цифры и факты из нескольких источников, ничего не додумывайте сами.
  • При выявлении «O» и «T» находите способы их нивелирования.
 
 

Для чего нужна SWOT-матрица

 

Алгоритм проведения SWOT-анализа включает 7 шагов:

 
  • Вы определяете объект анализа.
  • Назначаете группу экспертов.
  • Они выявляют сильные и слабые стороны.
  • Определяют возможности и угрозы.
  • Оставляют наиболее приоритетные пункты.
  • Формируют результаты  на основе таблицы.
  • Вы используете их для создания оптимальной стратегии.
 

На основе анализа можно составить SWOT-матрицу. С её помощью вы совершаете действия, которые:

 
  • повышают конкурентоспособность товара или услуги за счёт сильных сторон — это стратегия прорыва;
  • снижают угрозы и риски от внешних воздействий за счёт выделения преимуществ — это первая стратегия переходного периода;
  • превращают слабости бизнеса в его сильные стороны — это вторая стратегия переходного периода;
  • снижает выявленные угрозы путём ликвидации слабых сторон — это стратегия выживания.
 
 

При составлении SWOT-матрицы удалите из неё неприоритетные и лишние пункты в каждом из четырёх полей. Всё, что от вас требуется при проведении SWOT-анализа — делать очевидными сильные стороны, нивелировать влияние слабых, реализовывать возможности и преобразовывать угрозы в потенциал вашего бизнеса.