Один из способов масштабирования бизнеса или запуска нового проекта — привлечение сторонних инвестиций. Чтобы убедить потенциального инвестора в рентабельности вложений, ему демонстрируют бизнес-план. Но именно на этом этапе чаще всего происходит провал: инвестор не понимает, зачем ему это нужно и отказывается от участия. Мы в Open Academy решили рассказать, какие моменты нужно осветить в бизнес-плане, чтобы привлечь инвестора.
- Расскажите о существующих тенденциях.
- Перечислите выявленных конкурентов.
- Укажите, на какую долю рынка вы претендуете.
Из этого раздела должно быть понятно, с чем вы планируете зайти в рынок и чего ожидаете в перспективе роста.
В этом разделе нужны только точные данные, поскольку именно здесь вы рассказываете о финансовых вопросах.
- Какую сумму вы хотите получить.
- Как вы будете использовать средства.
- Каких финансовых результатов ожидаете в долгосрочной перспективе.
Любой инвестор хочет понимать, как он получит доход и вернёт вложенные средства. Нужно понимать, что создание успешного бизнеса ещё не означает возврата инвестиций. Например, при создании компании в форме ООО инвестор может нескоро получить дивиденды в размере вложенной суммы.
Для любого типа стратегии необходимо расписать, почему вы уверены, что выбранный тип выхода возможен и принесёт прибыль.
Один из главнейших активов любого бизнеса — люди. Слабая команда может не справиться с реализацией бизнес-идеи и, наоборот, сильная команда сможет вытащить проект даже при возникновении трудностей.
- Кто входит в вашу команду.
- Какими компетенциями обладают члены команды.
- В чём сильная сторона ваших людей.
Если вам пока не хватает некоторых сотрудников, честно об этом напишите. А заодно расскажите, как вы планируете найти и привлечь необходимых специалистов.
Каждый инвестор понимает, что рискует потерять свои вложения. Но ему нужно знать, насколько велик риск неудачи.
- Отсутствие достаточного спроса потребителей.
- Проблемы с запуском нового продукта.
- Низкая рентабельность производства.
Хорошо, если для каждого упомянутого риска вы распишите свой план действий — что вы будете делать, чтобы исправить ситуацию. Если с какими-то рисками вы уже успешно справились, расскажите, как вам это удалось.
Важный вопрос, который предприниматели часто упускают из вида — с какими препятствиями вы может столкнуться по мере роста. Например:
- Почему вы уверены, что конкуренты не переманят ваших клиентов.
- Что будет, если кто-то выпустит аналог вашего продукта.
- Почему вы думаете, что спрос на ваше предложение не исчезнет.
Вы должны продемонстрировать инвестору, что предусмотрели максимум форс-мажоров и способов их решения.