Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Что писать в бизнес-плане

Чтобы привлечь инвесторов

 

Один из способов масштабирования бизнеса или запуска нового проекта — привлечение сторонних инвестиций. Чтобы убедить потенциального инвестора в рентабельности вложений, ему демонстрируют бизнес-план. Но именно на этом этапе чаще всего происходит провал: инвестор не понимает, зачем ему это нужно и отказывается от участия. Мы в Open Academy решили рассказать, какие моменты нужно осветить в бизнес-плане, чтобы привлечь инвестора.

 
 

Опишите размер бизнес-проекта

 

Прежде всего, покажите, что вы хорошо изучили рыночную нишу, в которой собираетесь конкурировать:

 
  • Расскажите о существующих тенденциях.
  • Перечислите выявленных конкурентов.
  • Укажите, на какую долю рынка вы претендуете.
 

Из этого раздела должно быть понятно, с чем вы планируете зайти в рынок и чего ожидаете в перспективе роста.

 
 

Изложите финансовую сторону

 

В этом разделе нужны только точные данные, поскольку именно здесь вы рассказываете о финансовых вопросах.

 

Нужно написать:

 
  • Какую сумму вы хотите получить.
  • Как вы будете использовать средства.
  • Каких финансовых результатов ожидаете в долгосрочной перспективе.
 

После прочтения инвестор должен чётко понимать, в какую сумму ему обойдётся участие в проекте.

 
 

Представьте стратегию выхода

 

Любой инвестор хочет понимать, как он получит доход и вернёт вложенные средства. Нужно понимать, что создание успешного бизнеса ещё не означает возврата инвестиций. Например, при создании компании в форме ООО инвестор может нескоро получить дивиденды в размере вложенной суммы.

 

Стратегия выхода может предполагать:

 
  • Выход на IPO (выход на биржу с выпуском акций).
  • Продажу компании.
  • Продажу доли бизнеса.
 

Для любого типа стратегии необходимо расписать, почему вы уверены, что выбранный тип выхода возможен и принесёт прибыль.

 
 

Расскажите о команде проекта

 

Один из главнейших активов любого бизнеса — люди. Слабая команда может не справиться с реализацией бизнес-идеи и, наоборот, сильная команда сможет вытащить проект даже при возникновении трудностей.

 

Расскажите:

 
  • Кто входит в вашу команду.
  • Какими компетенциями обладают члены команды.
  • В чём сильная сторона ваших людей.
 

Если вам пока не хватает некоторых сотрудников, честно об этом напишите. А заодно расскажите, как вы планируете найти и привлечь необходимых специалистов.

 
 
 

Перечислите риски бизнеса

 

Каждый инвестор понимает, что рискует потерять свои вложения. Но ему нужно знать, насколько велик риск неудачи.

 

Напишите, какие вероятные риски вы видите. К примеру:

 
  • Отсутствие достаточного спроса потребителей.
  • Проблемы с запуском нового продукта.
  • Низкая рентабельность производства.
 

Хорошо, если для каждого упомянутого риска вы распишите свой план действий — что вы будете делать, чтобы исправить ситуацию. Если с какими-то рисками вы уже успешно справились, расскажите, как вам это удалось.

 

Укажите барьеры для входа в рынок

 

Важный вопрос, который предприниматели часто упускают из вида — с какими препятствиями вы может столкнуться по мере роста. Например:

 
  • Почему вы уверены, что конкуренты не переманят ваших клиентов.
  • Что будет, если кто-то выпустит аналог вашего продукта.
  • Почему вы думаете, что спрос на ваше предложение не исчезнет.
 

Вы должны продемонстрировать инвестору, что предусмотрели максимум форс-мажоров и способов их решения.

 

Важно! Помните, что бизнес-план — маркетинговый документ. Нужно сделать его удобочитаемым и привлекательным визуально. Используйте графики, диаграммы, удобные форматы представления информации. Инвестору должна быть понятна суть идеи уже после прочтения нескольких страниц.

 

Постарайтесь подробно ответить в бизнес-плане на все вопросы, интересные инвестору. Если он увидит высокий потенциал роста бизнеса при низком уровне рисков, то ваши шансы на получение инвестиций увеличатся в разы.