Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Какие финансовые показатели нужно считать собственнику

8 показателей, характеризующих бизнес

 

Как собственнику бизнеса понять, что всё идёт хорошо, компания стабильна, потрясения ей не грозят? Или, напротив, как вовремя заметить проблемы? В этом помогут показатели, которые характеризуют финансовое состояние компании. Все они делятся на три большие группы.

 

Это:

 
  • Показатели ликвидности.
  • Показатели финансовой устойчивости.
  • Показатели рентабельности.
 

Показатели ликвидности

 

Показатели ликвидности характеризуют краткосрочную платёжеспособность компании и возможность погашения обязательств за счёт реализации активов. Наличие такой возможности — важное условие финансовой стабильности бизнеса.

 

Рассмотрим три основных коэффициента, характеризующих ликвидность.

 

Коэффициент текущей ликвидности

 

Показатель важен как для владельца, так и для инвесторов, которые оценивают риски вложения средств в компанию.

 

Формула расчёта:

 

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

 

Если в бизнесе нет проблем с краткосрочной платёжеспособностью, показатель будет больше 2.

 

Коэффициент абсолютной ликвидности

 

Этот показатель интересен поставщикам, так как показывает, есть ли у компании возможность расплатиться с контрагентами, поставляющими товары или услуги.

 

Формула расчёта:

 

Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства

 

При стабильном финансовом положении показатель должен быть больше 0,2.

 

Коэффициент быстрой ликвидности

 

На этот показатель обращают внимание кредиторы, так как он характеризует платёжеспособность компании, претендующей на кредитные средства.

 

Формула расчёта:

 

Коэффициент быстрой ликвидности = (Оборотные активы-Запасы) / Краткосрочные обязательства

 

Оптимальное значение показателя — больше 1.

 
 

Показатели финансовой устойчивости

 

 

Если первая группа (коэффициенты ликвидности) характеризует краткосрочную платёжеспособность бизнеса, то показатели финансовой устойчивости дают представление о долгосрочной платёжеспособности. Вот на что важно обратить внимание:

 

Коэффициент автономии/финансовой независимости

 

Показатель для внутреннего использования, с помощью которого финансовые аналитики или арбитражные управляющие компании оценивают финансовое благополучие бизнеса.

 

Формула расчёта:

 

Коэффициент автономии = Собственный капитал / Активы

 

 

Отлично, когда этот показатель превышает 0,5.

 

Коэффициент капитализации

 

Показатель используют инвесторы при оценке перспективности инвестиций. Это вариант, когда слишком высокие показатели не в плюс, так как при превышении определённого предела капитализация снижает прибыльность компании. А вместе с ней — и потенциальный доход инвестора. Коэффициент важен и для кредиторов — для них предпочтительнее минимальный прирост капитализации.

 

Формула расчёта:

 

Коэффициент капитализации = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) / Собственный капитал

 

Оптимальное значение показатели — меньше 0,7.

 
 

Эта группа показателей характеризует эффективность управления финансами в компании и доходность бизнеса. Есть три основных коэффициента для оценки такой эффективности, каждый из которых при нормальном положении дел может иметь любое значение больше 0.

 

Рентабельность активов (ROA)

 

Показывает финансовую отдачу от использования активов. Финансовые аналитики и владельцы бизнеса могут с помощью этого показателя оценить эффективность компании с точки зрения её доходности.

 

Формула расчёта:

 

ROA = Чистая прибыль / Активы

 

Рентабельность собственного капитала (ROE)

 

Коэффициент показывает эффективность использования собственных и инвестированных в компанию средств. Показатель важен как для собственника, так и для бизнес-партнёров и инвесторов.

 

Формула расчёта:

 

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал

 

Рентабельность продаж (ROS)

 

Показатель важен и для владельца бизнеса, и для руководителя отдела продаж, и для инвесторов, рассчитывающих на прибыль. Он демонстрирует эффективность реализации основного продукта компании.

 

Формула расчёта:

 

ROS = Чистая прибыль за период / Выручка за период

 

Все эти 8 важных показателей способны охарактеризовать успешность финансово-хозяйственной деятельности компании в целом, объективно оценить текущее финансовое состояние компании. Владелец бизнеса на основании полученной информации может принимать грамотные управленческие решения для повышения эффективности управления и собственными активами, и привлечёнными средствами инвесторов.