Бизнес-партнёрством называется договор между двумя предпринимателями о сотрудничестве. Договор может быть как письменным (предпочтительно), так и устным. Бизнес-партнёрство основано на том, что каждая сторона видит выгоду в совместных действиях и заинтересована в их проведении.
Бизнес-партнёрство помогает принимать более взвешенные решения после коллективного обсуждения. А объединение усилий компаний часто приводит к улучшению имиджа участников партнёрства и к результатам, которых в одиночку достичь намного сложнее. Происходит это за счёт сложения компетенций, а иногда и финансовых возможностей участников партнёрства.
Бизнес-партнёрство может строиться по-разному, в зависимости от целей и задач сотрудничества и от возможностей его участников.
Цель такого сотрудничества — получение прибыли; эта форма преобладает в бизнес-отношениях. Как правило, это совместный бизнес нескольких юридических лиц или юридических лиц и отдельных граждан; максимальное количество участников партнёрства — 50. Пример — автопроизводители и автомобильные дилерские центры. Автопроизводители избавляют себя от розничных продаж, а автодилеры зарабатывают как на продаже авто, так и на их техобслуживании на своих СТО.
Это вид сотрудничества некоммерческих организаций или некоммерческой организации и отдельных граждан для достижения общих для участников целей, не связанных с получением прибыли. Это могут быть культурные, социальные, научные цели. В то же время некоммерческое партнёрство даёт возможность ведения и предпринимательской деятельности, если она не является основной. Пример — работа групп/пабликов в социальных сетях. Договорившись об обмене аудиторией, группы активно рекомендуют друг друга, не получая непосредственно от этого прибыли, но надеясь в итоге расширить пул лояльных клиентов.
Вариант сотрудничества, в котором партнёры несут равную ответственность за все решения и действия. Партнёрство охватывает все сферы деятельности участников — производство, сбыт, продвижение, финансовую деятельность. Каждый из них предоставляет другому помощь в том объёме, в котором это необходимо для достижения общей цели.
При выборе такой формы сотрудничества компании договариваются о взаимодействии по одному направлению или по одному конкретному проекту. Пример — строительство. Есть курирующий и организующий процесс генеральный подрядчик, есть компания-юридический партнёр проекта, есть поставщик материалов, есть строительно-монтажное управление. Каждый партнёр несёт ответственность только за свой участок работы.
Термин подразумевает сотрудничество юридических или физических лиц с длительной перспективой и глобальными целями. Как правило, к такому виду партнёрства прибегает уже состоявшийся бизнес, заинтересованный в том, чтобы расширить сферу своей деятельности. К партнёрству присоединяются менее масштабные компании, которым в одиночку сложно выйти на рынок.
Пример — в 1980 году компания Microsoft вошла в партнёрство с IBM, и все компьютеры этой фирмы стали поставляться на рынок с операционной системой DOS. Microsoft получала гонорар с каждой продажи и за несколько десятилетий вышла в несомненные лидеры рынка.
Вариант, при котором партнёрское соглашение заключается на короткий срок с возможностью продления. Партнёрство этого вида преследует конкретную цель: повышение продаж на 15%, строительство участка дороги, победа в значимом тендере. Когда цель достигнута, партнёрство прекращается. Если появляются новые общие цели, договор о партнёрстве продлевается.
К социальному партнёрству относится взаимодействие бизнеса и государства для реализации социально значимых для общества проектов/мероприятий. Как правило, поддержку проектов осуществляют как государственные структуры, так и представители бизнеса. Социальное партнёрство не исключает получения финансовой выгоды. Примеры социального партнёрства — проведение Дня города в любом из городов России с привлечением бизнес-сектора.