Главная

Кофейня 2A CONCEPT

Про ошибки в бизнесе и их последствия
 

Алина Литвинова — владелица кофейни со здоровой и красивой пищей 2A CONCEPT, расположенной в самом центре Санкт-Петербурга. Мы поговорили с Алиной о её личном опыте в бизнесе и попросили поделиться воспоминаниями о совершённых ошибках. Читайте интервью Open Academy с предпринимателем.

 
 

Про неправильное распределение бюджета и лишние инструменты

 

У меня был проект, посвящённый печати на одежде. Вместе с партнёром мы печатали логотипы заказчиков на футболках, на свитшотах, на чехлах для iPhone. Всё было круто, но только до того момента, когда мы столкнулись с необходимостью приобретения большего количества сырья. Нам нужно было на чём-то печатать, но найти качественные бланковые вещи было достаточно сложно.

 

Например, корпоративный заказчик обращается, чтобы заказать к Новому году партию подарочных чехлов для iPhone с логотипом компании на общую сумму около 100 тысяч рублей, или клиент хочет получить 100 футболок с брендовым принтом через два дня. Мы начинали ломать голову, где взять нужное количество сырья. Это было сложно, учитывая, что мы покупали сырьё в обычных розничных магазинах, где объём запасов был ограничен.

 

В итоге мы решили, что нам необходимо шить самим. Мы нашли швейную фабрику, с которой договорились о пошиве одежды, и предоставили нужные лекала. Здесь же на фабрике арендовали площадь под склад. Заработанные деньги тратили на то, чтобы пополнить склад запасами футболок и свитшотов. 

 

Получалось, что весь заработок уходил на содержание и пополнение склада. Денег на личные расходы не оставалось совсем. Из-за этого я поссорилась и распрощалась с девушкой-партнёром, которая хотела зарабатывать здесь и сейчас. Я же ожидала, что настанет лучшее время, и я заработаю свой триллион. Но в реальности деньги постоянно уходили в бизнес.

 

Несколько позже выяснилось, что ситуацию можно было решить иначе. Например, фабрика готова была шить изделия на заказ по необходимости. Нам не нужно было заранее забивать склад и, в принципе, арендовать площадь для хранения. Но мы даже не догадались обсудить этот вариант с фабрикой.

 

Ещё одна история, связанная с печатью на одежде, — создание сайта. У нас возникла идея сделать конструктор, на котором пользователи могли бы создать одежду со своим логотипом и сразу оформить заказ. Цель была — убрать посредника в виде менеджера и упростить взаимодействие.

 

Для реализации проекта я набрала кредитов с разных кредитных карт, заняла денег у родственников. Мы с партнёром нашли программиста из другого города, который пообещал реализовать наши планы. За сайт я отдала около 300 тысяч рублей. Почти год программист делал сайт. Потом выяснилось, что он «смертельно болен» и деньги потрачены, а задача не выполнена. В итоге мы получили сайт, сделанный «на коленке», и поняли, что зря потратили кучу денег.

 

Всё это время мы прекрасно справлялись без сайта. Оказалось, что людям больше нравится звонить менеджеру и общаться с живым человеком. Большинству клиентов было проще скинуть нужную картинку или за пару минут сделать эскиз в фотошопе.

 

И ещё одна ошибка, которую мы чуть не совершили. Мы хотели приобрести собственное оборудование. Для этого я готова была набрать кредитов. Но буквально в момент, когда окончательно решилась, произошёл резкий скачок доллара. Желаемое оборудование подорожало вдвое. Мне пришлось отказаться от покупки, и я уже поняла, что это нам не надо.

 

То есть, если говорить об этом моём бизнесе, то мне всё время хотелось вкладывать деньги, которых нет или которые мы заработали.

 
 

Подытожу истории про печать на одежде несколькими выводами:

 
  • Если в бизнесе ты не получаешь хотя бы небольшой доход, а тем более постоянно берёшь кредиты, то со временем либо партнёр откажется работать из-за отсутствия денег, либо ты сам выложишься на полную и останешься ни с чем.
  • Необходимо изначально просчитать распределение прибыли. Нужно элементарно выделять для себя заработную плату.
  • Не стоит начинать проект с кредитов. Лучше сделать какой-то маленький бизнес, развить его и только после выхода на стабильную прибыль можно задуматься о сторонних инвестициях.
 

Про отсутствие чёткой стратегии развития

 

Другая моя история связана с открытием кофейни. На реализацию проекта я также набрала огромное количество кредитов, которые выплатила буквально год назад. Три года я занималась тем, что просто «сводила концы с концами». Мне постоянно не хватало денег, я оформляла новые кредитные карты, брала обычные потребительские кредиты. При этом мне нужно было развивать абсолютно новый для меня бизнес, в котором мало что понимала. Я просто хотела открыть кофейню.

 
 

Моя ошибка была в том, что я принялась за проект без какого-то опыта в общепите. Я могла бы:

 
  • пригласить опытного управленца с нужными знаниями;
  • поучаствовать в кулинарном проекте, чтобы привлечь внимание аудитории;
  • поработать на доставку еды.
 

В общем, мне нужно было заработать немного денег, накопить опыта и набрать базу постоянных клиентов. И только потом можно было бы переходить к кредитованию бизнеса. Думаю, что многие на моём месте просто бы всё бросили и прекратили деятельность.

 

Вообще в ресторанном бизнесе есть два варианта развития. Первый — ты берёшь кредиты, вкладываешь свои деньги и развиваешь продукт. Второй — ты создаёшь небольшой готовый продукт и идёшь к инвестору, которого твоё предложение может заинтересовать. Начинать предпочтительнее с инвестиций. О кредитовании можно подумать тогда, когда твой бизнес «встанет на ноги» и ты сможешь без проблем обслуживать кредиты.

 

Еще хочу отметить такой факт, как постоянные затраты на «обустройство» бизнеса. Например, если вы делаете какой-то проект, связанный с физическим присутствием людей — кофейня, парикмахерская, салон — не поленитесь изначально заказать дизайн-проект интерьера. За четыре года существования кофейни ежеквартально я что-то меняю в оформлении — то покупаю новую мебель, то улучшаю освещение, то меняю розетки. Я бы существенно сэкономила, если бы сразу наняла профессионального дизайнера, который знает, как и что сделать правильно.

 
 

Про недооценку собственных талантов

 

Также расскажу, как я хотела открыть SMM-агентство. Причиной такого решения стало то, что мне начали писать разные люди с просьбой о ведении их Instagram-аккаунта. Писали из школы танцев, строительной компании, студии VR-игр. Все они говорили: «У вас такой классный аккаунт, сделайте нам такой же».

 
 

Моя ошибка была в том, что я не считала себя профессионалом. Думала, если для себя получилось сделать круто, то не факт, что получится сделать также для других. Поэтому я предлагала такой вариант — расписываю смету из необходимых расходов, сама при этом ничего не получаю. Я полагала, что буду работать бесплатно, чтобы наработать клиентскую базу и потом уже подумаю об оплате.

 

Клиентам нравилась моя работа. Но после месяца работы мне стало просто неинтересно. Я поняла, что убедить клиентов в повышении оплаты я не смогу — они уже привыкли платить определённую сумму. А продолжать работать и вкладывать огромное количество своих ресурсов — бессмысленно для меня.

 

То есть обесценивание своих навыков — это проблема, с которой сталкивается большинство людей. Важно понимать, что если клиенты идут к вам, то они считают вас в чём-то профессионалом. Необходимо ставить хотя бы минимальную цену за свои услуги. Иначе ты просто «перегоришь» и не захочешь продолжать своё дело.

 

Про критерии выбора партнёра

 

Моей ошибкой в выборе партнёра по бизнесу было то, что я выбирала человека не за его качества. Мне просто было страшно начинать одной. В подобной ситуации ты просто привлекаешь первого попавшегося. К примеру, одного из партнёров я выбрала потому, что это была моя подруга. В другой раз я вместе с незнакомой девушкой решила развивать бренд одежды, но вскоре мы разошлись из-за несовпадения взглядов.

 

Сейчас я понимаю, что если мне нужно будет искать партнера, то критерии выбора будут иными. Прежде всего, я подумаю, чем этот человек полезен моему бизнесу. Партнёр должен закрывать ваши слабые стороны.

 

Например, в ситуации с кофейней мне бы помог человек с навыками экономии. Допустим, я хочу купить шикарную мебель, а партнёр скажет: «Нет, пока для нас это дорого. Найдём вариант подешевле». Или же у меня что-то случается, и в такие моменты мне сложно спокойно общаться с сотрудниками — в этой ситуации мне бы пригодился классный управляющий. То есть хороший партнёр — тот, с кем у вас складывается тандем, в котором каждый проявляет свои уникальные сильные стороны и дополняет другого.

Все о развитии бизнеса с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением