Алина Литвинова — владелица кофейни со здоровой и красивой пищей 2A CONCEPT, расположенной в самом центре Санкт-Петербурга. Мы поговорили с Алиной о её личном опыте в бизнесе и попросили поделиться воспоминаниями о совершённых ошибках. Читайте интервью Open Academy с предпринимателем.
У меня был проект, посвящённый печати на одежде. Вместе с партнёром мы печатали логотипы заказчиков на футболках, на свитшотах, на чехлах для iPhone. Всё было круто, но только до того момента, когда мы столкнулись с необходимостью приобретения большего количества сырья. Нам нужно было на чём-то печатать, но найти качественные бланковые вещи было достаточно сложно.
Например, корпоративный заказчик обращается, чтобы заказать к Новому году партию подарочных чехлов для iPhone с логотипом компании на общую сумму около 100 тысяч рублей, или клиент хочет получить 100 футболок с брендовым принтом через два дня. Мы начинали ломать голову, где взять нужное количество сырья. Это было сложно, учитывая, что мы покупали сырьё в обычных розничных магазинах, где объём запасов был ограничен.
В итоге мы решили, что нам необходимо шить самим. Мы нашли швейную фабрику, с которой договорились о пошиве одежды, и предоставили нужные лекала. Здесь же на фабрике арендовали площадь под склад. Заработанные деньги тратили на то, чтобы пополнить склад запасами футболок и свитшотов.
Получалось, что весь заработок уходил на содержание и пополнение склада. Денег на личные расходы не оставалось совсем. Из-за этого я поссорилась и распрощалась с девушкой-партнёром, которая хотела зарабатывать здесь и сейчас. Я же ожидала, что настанет лучшее время, и я заработаю свой триллион. Но в реальности деньги постоянно уходили в бизнес.
Несколько позже выяснилось, что ситуацию можно было решить иначе. Например, фабрика готова была шить изделия на заказ по необходимости. Нам не нужно было заранее забивать склад и, в принципе, арендовать площадь для хранения. Но мы даже не догадались обсудить этот вариант с фабрикой.
Ещё одна история, связанная с печатью на одежде, — создание сайта. У нас возникла идея сделать конструктор, на котором пользователи могли бы создать одежду со своим логотипом и сразу оформить заказ. Цель была — убрать посредника в виде менеджера и упростить взаимодействие.
Для реализации проекта я набрала кредитов с разных кредитных карт, заняла денег у родственников. Мы с партнёром нашли программиста из другого города, который пообещал реализовать наши планы. За сайт я отдала около 300 тысяч рублей. Почти год программист делал сайт. Потом выяснилось, что он «смертельно болен» и деньги потрачены, а задача не выполнена. В итоге мы получили сайт, сделанный «на коленке», и поняли, что зря потратили кучу денег.
Всё это время мы прекрасно справлялись без сайта. Оказалось, что людям больше нравится звонить менеджеру и общаться с живым человеком. Большинству клиентов было проще скинуть нужную картинку или за пару минут сделать эскиз в фотошопе.
И ещё одна ошибка, которую мы чуть не совершили. Мы хотели приобрести собственное оборудование. Для этого я готова была набрать кредитов. Но буквально в момент, когда окончательно решилась, произошёл резкий скачок доллара. Желаемое оборудование подорожало вдвое. Мне пришлось отказаться от покупки, и я уже поняла, что это нам не надо.
То есть, если говорить об этом моём бизнесе, то мне всё время хотелось вкладывать деньги, которых нет или которые мы заработали.
- Если в бизнесе ты не получаешь хотя бы небольшой доход, а тем более постоянно берёшь кредиты, то со временем либо партнёр откажется работать из-за отсутствия денег, либо ты сам выложишься на полную и останешься ни с чем.
- Необходимо изначально просчитать распределение прибыли. Нужно элементарно выделять для себя заработную плату.
- Не стоит начинать проект с кредитов. Лучше сделать какой-то маленький бизнес, развить его и только после выхода на стабильную прибыль можно задуматься о сторонних инвестициях.
Другая моя история связана с открытием кофейни. На реализацию проекта я также набрала огромное количество кредитов, которые выплатила буквально год назад. Три года я занималась тем, что просто «сводила концы с концами». Мне постоянно не хватало денег, я оформляла новые кредитные карты, брала обычные потребительские кредиты. При этом мне нужно было развивать абсолютно новый для меня бизнес, в котором мало что понимала. Я просто хотела открыть кофейню.
- пригласить опытного управленца с нужными знаниями;
- поучаствовать в кулинарном проекте, чтобы привлечь внимание аудитории;
- поработать на доставку еды.
В общем, мне нужно было заработать немного денег, накопить опыта и набрать базу постоянных клиентов. И только потом можно было бы переходить к кредитованию бизнеса. Думаю, что многие на моём месте просто бы всё бросили и прекратили деятельность.
Вообще в ресторанном бизнесе есть два варианта развития. Первый — ты берёшь кредиты, вкладываешь свои деньги и развиваешь продукт. Второй — ты создаёшь небольшой готовый продукт и идёшь к инвестору, которого твоё предложение может заинтересовать. Начинать предпочтительнее с инвестиций. О кредитовании можно подумать тогда, когда твой бизнес «встанет на ноги» и ты сможешь без проблем обслуживать кредиты.
Еще хочу отметить такой факт, как постоянные затраты на «обустройство» бизнеса. Например, если вы делаете какой-то проект, связанный с физическим присутствием людей — кофейня, парикмахерская, салон — не поленитесь изначально заказать дизайн-проект интерьера. За четыре года существования кофейни ежеквартально я что-то меняю в оформлении — то покупаю новую мебель, то улучшаю освещение, то меняю розетки. Я бы существенно сэкономила, если бы сразу наняла профессионального дизайнера, который знает, как и что сделать правильно.
Также расскажу, как я хотела открыть SMM-агентство. Причиной такого решения стало то, что мне начали писать разные люди с просьбой о ведении их Instagram-аккаунта. Писали из школы танцев, строительной компании, студии VR-игр. Все они говорили: «У вас такой классный аккаунт, сделайте нам такой же».
Моя ошибка была в том, что я не считала себя профессионалом. Думала, если для себя получилось сделать круто, то не факт, что получится сделать также для других. Поэтому я предлагала такой вариант — расписываю смету из необходимых расходов, сама при этом ничего не получаю. Я полагала, что буду работать бесплатно, чтобы наработать клиентскую базу и потом уже подумаю об оплате.
Клиентам нравилась моя работа. Но после месяца работы мне стало просто неинтересно. Я поняла, что убедить клиентов в повышении оплаты я не смогу — они уже привыкли платить определённую сумму. А продолжать работать и вкладывать огромное количество своих ресурсов — бессмысленно для меня.
То есть обесценивание своих навыков — это проблема, с которой сталкивается большинство людей. Важно понимать, что если клиенты идут к вам, то они считают вас в чём-то профессионалом. Необходимо ставить хотя бы минимальную цену за свои услуги. Иначе ты просто «перегоришь» и не захочешь продолжать своё дело.
Моей ошибкой в выборе партнёра по бизнесу было то, что я выбирала человека не за его качества. Мне просто было страшно начинать одной. В подобной ситуации ты просто привлекаешь первого попавшегося. К примеру, одного из партнёров я выбрала потому, что это была моя подруга. В другой раз я вместе с незнакомой девушкой решила развивать бренд одежды, но вскоре мы разошлись из-за несовпадения взглядов.
Сейчас я понимаю, что если мне нужно будет искать партнера, то критерии выбора будут иными. Прежде всего, я подумаю, чем этот человек полезен моему бизнесу. Партнёр должен закрывать ваши слабые стороны.
Например, в ситуации с кофейней мне бы помог человек с навыками экономии. Допустим, я хочу купить шикарную мебель, а партнёр скажет: «Нет, пока для нас это дорого. Найдём вариант подешевле». Или же у меня что-то случается, и в такие моменты мне сложно спокойно общаться с сотрудниками — в этой ситуации мне бы пригодился классный управляющий. То есть хороший партнёр — тот, с кем у вас складывается тандем, в котором каждый проявляет свои уникальные сильные стороны и дополняет другого.