Прибыль — важнейший показатель, определяющий успешность бизнеса и то, насколько он рентабелен. Есть несколько видов прибыли, основных — четыре. Это маржинальная, операционная, валовая и чистая прибыль. Зная показатели этих видов прибыли, можно оценить эффективность управления расходами и рентабельность бизнеса.
Маржинальной прибылью называют выручку за вычетом переменных расходов (закупка сырья, расходных материалов), которые напрямую зависят от того, каковы объёмы продаж в компании. Объёмы продаж меняются от месяца к месяцу, вместе с ними меняется и маржинальная прибыль.
Зная маржинальную прибыль, можно посчитать рентабельность по этому показателю. Рассчитывается по формуле:
Если маржинальная прибыль за август 2020 года в компании составила 500 тысяч ₽, а выручка — 1 млн ₽, то рентабельность по этому показателю:
Если сравнивать этот показатель за несколько месяцев, то можно увидеть динамику. Рост рентабельности — предприниматель правильно работает с переменными расходами; снижение (на каждый рубль выручки приходится больше переменных расходов) — нужно что-то менять.
Это — результаты основной деятельности компании. Определяется как выручка за вычетом постоянных (аренда помещения, заработная плата) и переменных расходов.
Если маржинальная прибыль компании 2 млн ₽, а постоянные расходы — 1,5 млн ₽, то операционная прибыль определяется:
Если динамика рентабельности операционной прибыли отрицательная, значит, и в целом эффективность бизнеса падает.
Валовая прибыль показывает сумму, оставшуюся у компании после вычета из выручки прямых затрат на производство товара (закупку сырья, зарплату работникам конвейера, амортизацию оборудования) или его себестоимости.
При себестоимости письменного стола в 2 000 ₽ и цене его продажи 6 000 ₽ валовая прибыль от одной единицы товара составляет 4 000 ₽:
В случае с валовой прибылью нет необходимости считать её рентабельность — это относительная величина, а для оценки перспективности товара/услуги/направления удобнее оперировать абсолютными цифрами.
Оценка динамики валовой прибыли помогает бизнесу оценить эффективность выпуска каждого товара или развития каждого направления. Выгоднее развивать те направления и выпускать те товары, которые приносят больше валовой прибыли.
Чистой прибылью называется финальный результат работы. Это выручка компании за какой-то отрезок времени за вычетом всех видом расходов — постоянных, переменных, а также налоговых выплат, затрат на погашение банковских кредитов, амортизацию оборудования. Именно из чистой прибыли финансируется развитие бизнеса, создается резервный фонд, выплачиваются премии коллективу.
- Выручка компании за месяц — 3 000 000 ₽.
- Постоянные расходы — 1 000 000 ₽.
- Переменные расходы за период — 600 000 ₽.
- Налоговые выплаты — 100 000 ₽.
- Выплаты по кредитам — 50 000 ₽
- Амортизация оборудования — 50 000 ₽.