Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как бороться с выгоранием сотрудников

И зачем это нужно

 

Выгорание является одной из основных причин, почему квалифицированные сотрудники увольняются с работы. Но если даже специалисты остаются, последствия для компании достаточно серьёзны: снижение продуктивности, частые конфликты, рост числа прогулов. Опытный HR должен знать, как распознать проблему и справиться с ней. Open Academy рассказывает, как предотвратить выгорание сотрудников.

 
 

Что такое выгорание сотрудников

 

Выгорание — это состояние эмоционального и физического истощения, сопровождаемое отсутствием удовольствия от работы. Чаще всего оно возникает, если сотрудник регулярно сталкивается с чрезмерными нагрузками и стрессом или считает свою деятельность бессмысленной. Выгоревшие сотрудники становятся непродуктивными и со временем увольняются либо начинают относиться к работе спустя рукава.

 

Большой процент выгорания среди коллектива — проблема, которая значительно снижает эффективность деятельности компании. Осложняется проблема тем, что в большинстве случаев выгорание затрагивает талантливых и одарённых людей.

 
 

Как распознать выгорание

 

Выгорание не происходит мгновенно. Это процесс постепенный и начинается с едва заметных сигналов. Если не обращать на них внимания, то рано или поздно случится нервный срыв с серьёзными последствиями.

 

С медицинской точки зрения выделяют четыре основных стадии эмоционального выгорания:

 
  1. «Медовый месяц». На данной стадии сотрудники преисполнены энтузиазма. Они готовы к любому объёму работы, полны надежд и устанавливают грандиозные цели. Как правило, это специалисты, которые только начали карьеру или недавно попали в коллектив.
  2. Трудоголизм. В этот период сотрудники усиленно стремятся к поставленным целям — часто работают сверхурочно и без выходных. Но переизбыток работы уже начинает сказываться. Появляются признаки психологической и физической усталости, часто возникает раздражение по пустякам и сомнения в собственной компетентности.
  3. Стресс. Для этого этапа характерны разочарование, немотивированная злость, демонстрация недоброжелательного поведения и срывы на коллегах. Невыполнимые рабочие обязанности давят на сотрудника. Физические симптомы усиливаются: регулярные мигрени, хроническая усталость, плохой аппетит, бессонница. Всё это не может не отразиться на качестве работы.
  4. Выгорание. Сотрудники больше не могут вынести гнёта служебных обязанностей. Резервы физиологии и психики исчерпаны. Наступает период депрессии и полной потери интереса к работе. Кто-то в это время подаёт на расчёт, а кто-то продолжает трудиться, но без особого рвения — исключительно, чтобы не уволили.
 

Последняя стадия выгорания сопряжена с серьёзными симптомами на всех трёх уровнях: физическом, эмоциональном и психическом. Если вы замечаете, что ваш сотрудник стал чаще брать больничный, настроен пессимистично и часто срывается на коллегах, работает менее продуктивно и неохотно принимает любые новые задачи — возможно, что он страдает от профессионального и эмоционального выгорания.

 
 

Что делать при выгорании сотрудников

 

Самый простой способ — это увольнение непродуктивных работников. Но если выгорание происходит, значит, ситуация будет регулярно повторяться. Поэтому лучше попытаться удержать специалистов и выяснить истоки проблемы.

 

Поинтересуйтесь причинами упадка настроения

 

Пригласите сотрудника на беседу. Спросите о его удовлетворённости зарплатой, режимом рабочего дня, объёмом работы, коллегами и рабочей обстановкой в целом. Узнайте, что бы он хотел поменять, если бы это было возможно.

 

Предложите полноценный отдых

 

Иногда сильная усталость вызывает полную апатию к работе. Если вы полагаете, что это именно такой случай — предложите сотруднику взять отпуск. После отдыха можно с большей уверенностью судить — имеет место выгорание или нет.

 

Отдельно стоит упомянуть про удалённых сотрудников. Нередко такие специалисты подрабатывают дополнительно, совмещая несколько проектов. В определённый момент это может обернуться выгоранием. Попробуйте узнать, есть ли у сотрудника дополнительная работа. Если ответ положительный, спросите, что нужно сделать, чтобы специалист работал только с вами. Может быть, небольшого увеличения объёма работы будет достаточно для отказа от доработок.

 

Снизьте нагрузку на выгорающего сотрудника

 

Если видите, что потенциально выгорающий сотрудник уже долгое время не успевает справляться с потоком задач, попробуйте его разгрузить. Делегируйте часть работы другим сотрудникам и потом оцените результат. Желательно регулярно мониторить уровень нагрузки специалистов и не допускать, чтобы непосильные объёмы сваливались на одного человека.

 
 

Какие меры профилактики можно использовать

 

Выгорание всегда проще предотвратить, чем разбираться с его последствиями. В этом могут помочь такие меры, как:

 
  • Развитие понятной системы мотивации.
  • Внедрение чёткой системы для карьерного роста.
  • Улучшение условий труда.
  • Оптимизация служебных обязанностей и равномерное делегирование работы.
  • Повышение зарплаты и улучшение социальной защиты.
  • Устранение негатива в коллективе.
  • Проведение совместных мероприятий вне рабочей обстановки.
  • Привлечение наставников и проведение различных тренингов.
  • Регулярный мониторинг удовлетворённости сотрудников своей деятельностью.
 

Иногда решить проблему выгорания помогает обычная беседа. Возьмите за правило периодически разговаривать с сотрудниками и интересоваться их желаниями. Возможно, что кому-то не хватает компетенций и не помешало бы профессиональное обучение, кто-то мечтает о карьерном росте, а для кого-то требуется смена должности. Постарайтесь вернуть интерес сотрудника к работе именно в вашей компании.