Выгорание является одной из основных причин, почему квалифицированные сотрудники увольняются с работы. Но если даже специалисты остаются, последствия для компании достаточно серьёзны: снижение продуктивности, частые конфликты, рост числа прогулов. Опытный HR должен знать, как распознать проблему и справиться с ней. Open Academy рассказывает, как предотвратить выгорание сотрудников.
Выгорание — это состояние эмоционального и физического истощения, сопровождаемое отсутствием удовольствия от работы. Чаще всего оно возникает, если сотрудник регулярно сталкивается с чрезмерными нагрузками и стрессом или считает свою деятельность бессмысленной. Выгоревшие сотрудники становятся непродуктивными и со временем увольняются либо начинают относиться к работе спустя рукава.
Большой процент выгорания среди коллектива — проблема, которая значительно снижает эффективность деятельности компании. Осложняется проблема тем, что в большинстве случаев выгорание затрагивает талантливых и одарённых людей.
Выгорание не происходит мгновенно. Это процесс постепенный и начинается с едва заметных сигналов. Если не обращать на них внимания, то рано или поздно случится нервный срыв с серьёзными последствиями.
- «Медовый месяц». На данной стадии сотрудники преисполнены энтузиазма. Они готовы к любому объёму работы, полны надежд и устанавливают грандиозные цели. Как правило, это специалисты, которые только начали карьеру или недавно попали в коллектив.
- Трудоголизм. В этот период сотрудники усиленно стремятся к поставленным целям — часто работают сверхурочно и без выходных. Но переизбыток работы уже начинает сказываться. Появляются признаки психологической и физической усталости, часто возникает раздражение по пустякам и сомнения в собственной компетентности.
- Стресс. Для этого этапа характерны разочарование, немотивированная злость, демонстрация недоброжелательного поведения и срывы на коллегах. Невыполнимые рабочие обязанности давят на сотрудника. Физические симптомы усиливаются: регулярные мигрени, хроническая усталость, плохой аппетит, бессонница. Всё это не может не отразиться на качестве работы.
- Выгорание. Сотрудники больше не могут вынести гнёта служебных обязанностей. Резервы физиологии и психики исчерпаны. Наступает период депрессии и полной потери интереса к работе. Кто-то в это время подаёт на расчёт, а кто-то продолжает трудиться, но без особого рвения — исключительно, чтобы не уволили.
Последняя стадия выгорания сопряжена с серьёзными симптомами на всех трёх уровнях: физическом, эмоциональном и психическом. Если вы замечаете, что ваш сотрудник стал чаще брать больничный, настроен пессимистично и часто срывается на коллегах, работает менее продуктивно и неохотно принимает любые новые задачи — возможно, что он страдает от профессионального и эмоционального выгорания.
Самый простой способ — это увольнение непродуктивных работников. Но если выгорание происходит, значит, ситуация будет регулярно повторяться. Поэтому лучше попытаться удержать специалистов и выяснить истоки проблемы.
Пригласите сотрудника на беседу. Спросите о его удовлетворённости зарплатой, режимом рабочего дня, объёмом работы, коллегами и рабочей обстановкой в целом. Узнайте, что бы он хотел поменять, если бы это было возможно.
Иногда сильная усталость вызывает полную апатию к работе. Если вы полагаете, что это именно такой случай — предложите сотруднику взять отпуск. После отдыха можно с большей уверенностью судить — имеет место выгорание или нет.
Отдельно стоит упомянуть про удалённых сотрудников. Нередко такие специалисты подрабатывают дополнительно, совмещая несколько проектов. В определённый момент это может обернуться выгоранием. Попробуйте узнать, есть ли у сотрудника дополнительная работа. Если ответ положительный, спросите, что нужно сделать, чтобы специалист работал только с вами. Может быть, небольшого увеличения объёма работы будет достаточно для отказа от доработок.
Если видите, что потенциально выгорающий сотрудник уже долгое время не успевает справляться с потоком задач, попробуйте его разгрузить. Делегируйте часть работы другим сотрудникам и потом оцените результат. Желательно регулярно мониторить уровень нагрузки специалистов и не допускать, чтобы непосильные объёмы сваливались на одного человека.
Выгорание всегда проще предотвратить, чем разбираться с его последствиями. В этом могут помочь такие меры, как:
- Развитие понятной системы мотивации.
- Внедрение чёткой системы для карьерного роста.
- Улучшение условий труда.
- Оптимизация служебных обязанностей и равномерное делегирование работы.
- Повышение зарплаты и улучшение социальной защиты.
- Устранение негатива в коллективе.
- Проведение совместных мероприятий вне рабочей обстановки.
- Привлечение наставников и проведение различных тренингов.
- Регулярный мониторинг удовлетворённости сотрудников своей деятельностью.
Иногда решить проблему выгорания помогает обычная беседа. Возьмите за правило периодически разговаривать с сотрудниками и интересоваться их желаниями. Возможно, что кому-то не хватает компетенций и не помешало бы профессиональное обучение, кто-то мечтает о карьерном росте, а для кого-то требуется смена должности. Постарайтесь вернуть интерес сотрудника к работе именно в вашей компании.