Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Что такое финансовый анализ компании

Его цели и задачи

 

Беспристрастные цифры — вот то, что может дать объективную картину текущего состояния и перспектив развития бизнеса. Поэтому в каждой компании периодически должен проводиться финансовый анализ — оценка её ключевых показателей и общей финансовой устойчивости. Финансовый анализ важен для внутреннего роста компании, для повышения эффективности её работы и для поиска и привлечения партнёров или инвесторов.

 

Основа финансового анализа — отчётность компании. Она позволяет вычислить большое количество показателей, характеризующих уровень финансовой устойчивости бизнеса. А результаты проведённого анализа — это база для выбора наилучших путей развития, построения прогнозов роста и разработки стратегического плана.

 

Финансовый анализ подразумевает:

 
  • анализ финансового положения (оценку трудовых, материальных, денежных ресурсов) и финансовой устойчивости компании;
  • аналих эффективности деятельности компании (включая рентабельность и оборачиваемость капиталов);

     
 
 
  • выводы — оценку ключевых показателей;
  • прогнозную часть (прогноз банкротства/успешности).
 

Задачи и цели финансового анализа

 

Каждая компания может формулировать собственный набор задач, который стоит перед финансовым анализом, с учётом специфики своего бизнеса. Общие задачи включают:

 
  • полную и объективную оценку состояния финансов компании на конкретную дату;
  • выявление негативных факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности;
  • определение эффективности использования ресурсов, которыми располагает компания;
  • выявление резервов для оптимизации финансовой деятельности;
  • прогнозирование финансовых результатов будущих периодов;
  • разработку плана действий, направленных на улучшение финансового состояния компании.
 

Цели, которыми руководствуется компания, инициируя финансовый анализ, чаще всего такие:

 
  • Оценка финансового положения в настоящем и в обозримом будущем (до 1–3 лет).
  • Получение максимума показателей для объективной оценки состояния компании на конкретный период.
  • Выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности бизнеса.
 

Виды финансового анализа

 

Финансовый анализ может быть внутренним и внешним.

 

Внутренний проводят сотрудники компании — главный бухгалтер, финансовый директор, финансовый аналитик (если такая позиция есть в штатном расписании). Это максимально полный анализ с использованием всей имеющейся внутренней отчётности, например, о количестве рекламаций по продукту и о проценте производственного брака. Как правило, используют:

 
  • бухгалтерский баланс, отражающий активы и пассивы компании за определённые периоды времени (отчётные периоды);
  • отчёт о доходах / о финансовых результатах, отражающий объёмы продаж, издержки, прибыль/убытки;
  • отчёт о движении капитала — важный источник информации о динамике изменения собственного капитала компании;
  • отчёт о движении денежных средств.
 

При проведении внутреннего финансового анализа могут использоваться не только общие цифры по компании, но и отчётность по каждому структурному подразделению — чем детальнее информация для анализа, тем более содержательным будет результат. Чаще всего результаты внутреннего финансового анализа не обнародуют, а используют только для разработки стратегии развития и принятия грамотных управленческих решений.

 

Внешний анализ проводят сторонние лица, заинтересованные в оценке финансовой стабильности компании (например, потенциальные инвесторы), иногда СМИ или научные организации. Такой анализ носит более общий характер и базируется на данных, которые можно получить в открытых источниках. Задача внешнего анализа, как правило, — оценка перспектив сотрудничества с компанией, рискованности и доходности инвестиций; оценка конкурентоспособности бизнеса.

 

На основе данных финансового анализа менеджмент компании принимает обдуманные управленческие решения, которые должны помочь укрепить положение бизнеса на рынке, а также повысить его стабильность даже при изменениях внешней ситуации.

 

Бизнес-партнёры, банки и инвесторы на основании данных финансового анализа принимают решения о сотрудничестве и о тех объёмах средств, которые возможно вложить в конкретный бизнес с минимальными рисками и потенциально высоким доходом.

 

Инструменты

 

Для проведения финансового анализа можно использовать, в частности, современные digital-инструменты. Для работы с ними потребуется указать данные бухгалтерской отчётности, подготовленной по актуальным российским стандартам. Сервисов несколько, например:

 

Audit-IT

 
 

ITFinans

 
 

Принцип их действия примерно одинаков. Результаты финансового анализа можно выгрузить из программы и хранить в удобном вам виде — электронном или бумажном.

 

Финансовый анализ компании — инструмент, который поможет найти её уязвимости, проработать их и тем самым повысить общую устойчивость бизнеса. Использовать этот инструмент есть смысл как крупным, так и небольшим компаниям, так как от объективного понимания ситуации зависит качество решений, которые принимают руководители или владельцы бизнеса.