Беспристрастные цифры — вот то, что может дать объективную картину текущего состояния и перспектив развития бизнеса. Поэтому в каждой компании периодически должен проводиться финансовый анализ — оценка её ключевых показателей и общей финансовой устойчивости. Финансовый анализ важен для внутреннего роста компании, для повышения эффективности её работы и для поиска и привлечения партнёров или инвесторов.
Основа финансового анализа — отчётность компании. Она позволяет вычислить большое количество показателей, характеризующих уровень финансовой устойчивости бизнеса. А результаты проведённого анализа — это база для выбора наилучших путей развития, построения прогнозов роста и разработки стратегического плана.
- анализ финансового положения (оценку трудовых, материальных, денежных ресурсов) и финансовой устойчивости компании;
- аналих эффективности деятельности компании (включая рентабельность и оборачиваемость капиталов);
Каждая компания может формулировать собственный набор задач, который стоит перед финансовым анализом, с учётом специфики своего бизнеса. Общие задачи включают:
- полную и объективную оценку состояния финансов компании на конкретную дату;
- выявление негативных факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности;
- определение эффективности использования ресурсов, которыми располагает компания;
- выявление резервов для оптимизации финансовой деятельности;
- прогнозирование финансовых результатов будущих периодов;
- разработку плана действий, направленных на улучшение финансового состояния компании.
- Оценка финансового положения в настоящем и в обозримом будущем (до 1–3 лет).
- Получение максимума показателей для объективной оценки состояния компании на конкретный период.
- Выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности бизнеса.
Внутренний проводят сотрудники компании — главный бухгалтер, финансовый директор, финансовый аналитик (если такая позиция есть в штатном расписании). Это максимально полный анализ с использованием всей имеющейся внутренней отчётности, например, о количестве рекламаций по продукту и о проценте производственного брака. Как правило, используют:
- бухгалтерский баланс, отражающий активы и пассивы компании за определённые периоды времени (отчётные периоды);
- отчёт о доходах / о финансовых результатах, отражающий объёмы продаж, издержки, прибыль/убытки;
- отчёт о движении капитала — важный источник информации о динамике изменения собственного капитала компании;
- отчёт о движении денежных средств.
При проведении внутреннего финансового анализа могут использоваться не только общие цифры по компании, но и отчётность по каждому структурному подразделению — чем детальнее информация для анализа, тем более содержательным будет результат. Чаще всего результаты внутреннего финансового анализа не обнародуют, а используют только для разработки стратегии развития и принятия грамотных управленческих решений.
Внешний анализ проводят сторонние лица, заинтересованные в оценке финансовой стабильности компании (например, потенциальные инвесторы), иногда СМИ или научные организации. Такой анализ носит более общий характер и базируется на данных, которые можно получить в открытых источниках. Задача внешнего анализа, как правило, — оценка перспектив сотрудничества с компанией, рискованности и доходности инвестиций; оценка конкурентоспособности бизнеса.
На основе данных финансового анализа менеджмент компании принимает обдуманные управленческие решения, которые должны помочь укрепить положение бизнеса на рынке, а также повысить его стабильность даже при изменениях внешней ситуации.
Бизнес-партнёры, банки и инвесторы на основании данных финансового анализа принимают решения о сотрудничестве и о тех объёмах средств, которые возможно вложить в конкретный бизнес с минимальными рисками и потенциально высоким доходом.
Для проведения финансового анализа можно использовать, в частности, современные digital-инструменты. Для работы с ними потребуется указать данные бухгалтерской отчётности, подготовленной по актуальным российским стандартам. Сервисов несколько, например:
Принцип их действия примерно одинаков. Результаты финансового анализа можно выгрузить из программы и хранить в удобном вам виде — электронном или бумажном.
Финансовый анализ компании — инструмент, который поможет найти её уязвимости, проработать их и тем самым повысить общую устойчивость бизнеса. Использовать этот инструмент есть смысл как крупным, так и небольшим компаниям, так как от объективного понимания ситуации зависит качество решений, которые принимают руководители или владельцы бизнеса.