Онлайн-журнал

Как оптимизировать налоговую нагрузку

И избежать ошибок
 

Ошиблись при оформлении расходов, подрядчик не прислал документы, бухгалтер не знал о льготах — всё это причины, по которым компания платит больше налогов, чем предусмотрено законом.

Мы называем подобные переплаты «налоговыми резервами»: ведь если устранить их причины, то можно вернуть деньги или снизить налоговую нагрузку — и использовать для развития бизнеса. В кризис это особенно важно.

В статье рассмотрим, почему компании переплачивают и как этого избежать.

Обратите внимание, термин «налоговые резервы» используется в статье в более широком значении, чем понятие «резервы», закреплённое в Налоговом Кодексе РФ.

 

Ошиблись при оформлении, не было нужных документов

 

Переплаты возникают из-за ошибок и отсутствия нужных документов.

Пример: компания оплатила рекламные услуги, получила документы, а бухгалтерия отнесла эти расходы к нормируемым вместо ненормируемых. Небольшая ошибка, а налогооблагаемая база по налогу на прибыль оказалась завышена.

Другой пример: подрядчик прислал не все подтверждающие документы, поэтому бухгалтер не стал рисковать и отражать расходы. А когда получил документы, забыл про эти затраты.

Схожая ситуация может сложиться и при международных сделках. Если к моменту оплаты по контракту контрагент не успеет предоставить сертификат о резидентстве, российская сторона — налоговый агент — в полном объёме удержит налог у источника в РФ.

 

Не использовали предусмотренные законодательством льготы

 

Компания не использует отраслевые или региональные льготы, так как не знает об их существовании или о том, что критерии получения изменились.

Например, заказчик — собственник недвижимости не знал, что в Москве можно платить пониженный налог на имущество организаций, исчисляемый с кадастровой стоимости. А тем временем такая льгота предусмотрена законом: владельцы деловых и торговых центров могут платить 25% налога, если под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания используется менее 20% площади центров.

 

Не использовали возможность сформировать резервы

 

Резервы — это запас, который компания создаёт заранее, а после списывает за счёт него текущие расходы.

Создание резервов помогает оптимизировать налог на прибыль путём равномерного распределения расходов. Однако бухгалтеры нередко пренебрегают резервами: нет чёткой методики для расчёта, в бухучёте и налоговом учёте разные правила. Сложности действительно есть, но они не отменяют пользу инструмента.

Например, организация может создать резерв по сомнительной дебиторской задолженности, которая не погашена либо с высокой вероятностью не будет погашена в срок. Тогда израсходованные в течение года суммы сформированного резерва будут списываться в расходы и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
 
В этом состоит польза формирования резервов — уменьшение налога на прибыль.

Какие резервы уменьшают налог на прибыль:

 
  • резерв по сомнительным долгам;
  • резерв на ремонт основных средств;
  • резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
  • резерв на оплату отпусков;
  • резерв под снижение стоимости ТМЦ;
  • резерв под обесценивание финансовых вложений;
  • резерв под предстоящие расходы для некоммерческих организаций.
 

Решение о создании резервов должно быть закреплено в учётной политике компании.

 
 

Не следили за изменениями в законодательстве

 

Компании не следят за нововведениями, судебной практикой, не изучают разъясняющие письма контролирующих органов. В результате упускают возможности. Приведём несколько примеров.

 

Освободить часть услуг от уплаты НДС. Предприятие оказывало услуги фитнес-центра для своих клиентов, услуги облагались по общей ставке НДС. При анализе мы нашли услуги, которые попадают под освобождение от уплаты НДС (пп.14.1 п.2 ст.149 НК РФ). На предприятии стали вести раздельный учёт, и часть услуг «освободилась» от обложения НДС.

Принять к вычету НДС с выданных авансов. Если компания перечисляет аванс, она имеет право принять к вычету НДС с аванса и тем самым уменьшить налог к уплате. Но этим мало кто пользуется. Оптимизационный эффект заключается в том, что НДС по авансовому счёту-фактуре в более раннем периоде принимается в полном объёме, а в следующих периодах восстанавливается и принимается к вычету в соответствии с пропорцией при ведении раздельного учёта.

Получить льготы для IT-компаний. В IT-департаменте компании работает 50 сотрудников, они дорабатывают программное обеспечение. Далее это ПО используется всей группой компаний для торговли. Если выделить IT-департамент в отдельную компанию, то она сможет получить льготы по страховым выплатам — минус 50% (гл. 34 НК РФ). А если разработчики создают инновационные продукты, новая компания сможет стать резидентом «Сколково». Это освободит её от уплаты некоторых налогов и позволит получить другие льготы.

Рассмотренный третий пример не является резервом как таковым. Однако иногда через пересмотр структуры также можно найти льготы и преференции для налогоплательщика.

 

Недостатки в первичных документах, не позволяющие использовать их для налогового учёта

 

Из-за недостатков в первичных документах компании не используют их для учёта.

Простой пример: продавец не принимает на расходы стоимость услуг по перевозке товара до покупателя, потому что, по его мнению, в транспортной накладной нет нужных отметок — о доверенности на водителя, печатей сторон, подписей и их расшифровки. 

Однако не любое отсутствие отметок может быть чревато непризнанием таких расходов в целях исчисления налога на прибыль.

 

Найдите «налоговые резервы» чтобы вернуть переплаты и снизить налоговую нагрузку

 

Всё это — лишь малая часть причин, по которым возникают переплаты по налогам. Их нужно находить и устранять, и для этого есть два веских повода.

1. Вернуть переплаты

Выявив переплаты по налогам, компания может обратиться за их возвратом или зачётом в счёт иных платежей (ст. 78 НК РФ).

Обратите внимание: с 1 октября 2020 года начнёт действовать поправка в 325-ФЗ. Она отменяет положение о зачёте переплат исключительно в счёт налога того же вида: федерального в счёт федерального, регионального — в счёт регионального, местного — в счёт местного. Благодаря этому налогоплательщики смогут свободно и рационально распорядиться переплатой.

2. Снизить налоговую нагрузку

Если найти льготы, которые компания ещё не использует, то можно оптимизировать налогообложение в текущем и будущих периодах, снизив налоговую нагрузку.

 

Налоговые резервы есть не у всех компаний

 

Нельзя говорить, что «налоговые резервы» есть у всех компаний. Однако вы не узнаете точно, пока не проведёте аудит. В условиях кризиса, вызванного пандемией, нужно использовать все возможные инструменты, которые позволят бизнесу выжить и продолжить развитие. Выявление «налоговых резервов» — один из таких механизмов.

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением