Онлайн-журнал

«Сейчас мы работаем на будущее»

Как мамы-предприниматели справляются с кризисом
 

Мамам-предпринимателям тяжело вдвойне. Особенно, когда закрыты детские сады, школы и секции. Женщины вынуждены решать проблемы бизнеса, но кроме этого — помогать детям учиться, занимать их, поддерживать порядок в доме.

Несмотря на сложности, мамы адаптируются к изменениям и смотрят в будущее с оптимизмом. Мы поговорили с тремя предпринимательницами о том, как они справлялись с проблемами в бизнесе и быту во время изоляции.

 

Анна Кулакова, Екатеринбург

 

автор курса по раскрытию индивидуального звучания голоса,
партнер в компании «Любимый город»
Instagram

Я соучредитель проектно-строительной компании, а также автор курсов по вокалу и раскрытию индивидуального звучания голоса. Дочери три года.

 
Очные занятия Анны по раскрытию индивидуального звучания голоса
 

Влияние кризиса

Для работы проектно-строительной компании не нужен офис: сотрудники могут работать из дома. На совещания мы не тратим времени. С заказчиком взаимодействуем через свою систему — нужен только телефон для оперативных ответов. 

В первую неделю карантина в Москве встало производство на одном из четырёх объектов, но это практически не сказалось на нашей работе. Мы договорились о переносе сроков, все отнеслись с пониманием. 

С другими проектами сложнее. Индивидуальные занятия вокалом я приостановила: если поем трехголосьем, то из-за плохого сигнала происходит рассинхрон — это сильно мешает. Проводить очные мастер-классы тоже невозможно.

 

Адаптация

Ещё в начале, когда стало понятно, что ближайшие три недели мы будем сидеть дома, я сказала партнёрам: «Ребята, надо что-то делать». Так мы решили перейти в онлайн. Для привлечения аудитории запустили таргетированную рекламу и стали проводить открытые вебинары.

Чтобы привлечь аудиторию и познакомить клиентов с курсом, мы проводили онлайн-марафон на пять дней. Каждый день слушатели получали задания, в течение 24 часов его выполняли. Было два формата: заходи бесплатно и сдавай задания публично, либо заходи за символические 300 рублей и сдавай задания лично или не сдавай вообще — как тебе удобно. 

Когда во второй раз набирали людей, долго тестировали аудиторию при настройке таргетированной рекламы. Прямые эфиры работают хуже очных мастер-классов. В живом общении люди быстрее проникаются доверием, при общении через прямой эфир я не вижу полной реакции слушателей, они не могут полноценно задать вопрос. Но всё же работать можно.

 

Как сохранить спокойствие и всё успевать

Карантин повлиял не только на проекты, но и на личную жизнь. Раньше дочь ходила на гимнастику и музыку, в это время я могла отдохнуть. Сейчас занятия отменились, и мы всё время проводим вместе. Поначалу я не понимала, как построить жизнь в новых реалиях — это сильно выбивало из колеи. Где-то через неделю я освоилась и пришла в себя.

Стабильность — наше всё. Как детям важен режим дня, так и мне, чтобы оставаться спокойной, достаточно просто соблюдать распорядок. Бывает, что под конец недели я устаю, но теперь есть возможность отдохнуть на даче, пока дочь занята исследованием двора.

В любой сложной ситуации я спрашиваю себя, могу ли я как-то на неё повлиять? Если могу, то иду и делаю; а если не могу, то стараюсь не переживать. «Делай что должно, с тем что имеешь, там где ты есть» — эта истина очень устаканивает, особенно сейчас.

 

Мысли о будущем

Всё проходит, и этот кризис пройдёт. Но я планирую развивать онлайн-направление и после карантина, потому что идея мне понравилась. Онлайн я могу работать не только со своим городом, но и со всей Россией, и даже больше — со всем миром. Почему бы и нет!

 
 

Анна Вебер, Москва

 

руководитель агентства детских праздников
Instagram

 
 

Влияние кризиса 

Я организатор детских праздников, у меня две дочери: четырёх и двух лет. Режим самоизоляции значительно повлияла на мой бизнес. Ещё в марте родители начали отказываться от запланированных мероприятий, а к началу апреля отменилось вообще всё. Нет праздников — нет доходов. Мне пришлось отпустить администратора, которую я наняла только в феврале. Спасибо арендодателю склада, где хранится реквизит для праздников: он пошёл навстречу и сделал скидку на месяц самоизоляции.

Какое-то время я ждала, что карантин закончится, и просто вела Instagram. Когда стало ясно, что пандемия надолго, я поняла: надо что-то делать. И не ради дохода, но ради сохранения бизнеса. Бизнес для меня — как третий ребёнок. Как же я могу его бросить?

 

Адаптация

Чтобы переждать режим самоизоляции, вместе с командой мы придумали и запустили несколько новых услуг:

 
  1. Онлайн-праздники. Связываемся с ребёнком по видеосвязи в вотсапе или зуме. Перед камерой сидит аниматор, у него есть весь реквизит, а с другой стороны ребёнок. В течение 30 или 50 минут они играют. Детям нравится, но услуга не очень востребована: такие дни рождения мы проводим пару раз в неделю, в пять раз реже, чем до карантина. Всё же семьям важно очное присутствие ведущего.
  2. Видеопоздравления. Узнаём, какого персонажа ребёнок любит, готовим аниматора и записываем видеопривет от этого персонажа.
  3. Платные мероприятия — школа фокусников и шоу мыльных пузырей в закрытой группе.
 

Всё это мы продаем по низким ценам, просто чтобы выплатить зарплату сотрудников. Я уже привыкла, что мы онлайн и это не приносит дохода. Но это нужно для поддержания бизнеса и лояльности клиентов.

 
Онлайн-вечеринка в прямом эфире Instagram
 

Чтобы продемонстрировать, что онлайн-праздники возможны, мы бесплатно развлекаем детей в прямых эфирах Instagram. Ведущие в разных образах проводят онлайн-анимацию, дискотеку. Как результат — приток подписчиков. Когда начинали, было 1200. Сейчас 1380. И все новые люди — те, кто мне нужен, мамы с детьми. Много положительных отзывов.

 

Как сохранить спокойствие и всё успевать

В первое время хотелось забраться в норку и подождать, когда всё закончится. Но тут сыграла роль любовь к делу: я настолько им дорожу, что не могу долго расстраиваться. К тому же у всех бывают проблемы, историю какого бизнеса ни возьми.

С детьми управлять бизнесом сложно, но мне не привыкать. Когда я начала организовывать праздники, дочке было четыре месяца. В первое время проводила праздники сама, а всё связанное с организацией делала ночью. И сейчас, если нужно написать программу или продумать прайс, я делаю это после 10 часов вечера. Когда вся моя семья уже спит, я сажусь и примерно до часу ночи работаю.

Я практически не смотрю телевизор, почти всё свободное время посвящаю работе. Мелкие задачи (ответить клиенту или выложить пост) решаю между делом, а крупные оставляю на время, когда смогу сосредоточиться.

 

Мысли о будущем

Онлайн-развлечения — это совсем не то, что совместный праздник. И мы практически ничего на них не зарабатываем.

Тем не менее, созданные сейчас услуги нам пригодятся. Когда режим самоизоляции отменят, мы сможем записывать видеоприветы от любимых детских персонажей, проводить онлайн-праздники для болеющих детей или предлагать удалённое поздравление в качестве бюджетной альтернативы личному визиту аниматора. 

Кризис помог мне лучше понять, как вести соцсети. Раньше мы просто показывали фото с праздников, не рассказывали ничего полезного. Сейчас я разобралась, как подбирать контент, чтобы мамы заходили не только узнать цену услуг, а еще и из интереса. Подписалась на несколько каналов о продвижении в Instagram. Учусь, когда есть время.

Для нас время карантина — не время заработка. Но я думаю, что клиенты посмотрели на то, как мы работаем даже в таких условиях, и в будущем они обязательно закажут праздник. Получается, сейчас мы работаем на будущее.

 

Наталья Комова, Москва

 

соучредитель детского центра «Веста»
Instagram

 

У меня детский сад на полдня без питания и без сна, и есть занятия для детей до семи лет. Дочь уже окончила школу и помогает мне, сыну 12 лет.

 
Занятия в детском саду «Веста» до карантина
 

Влияние кризиса

С карантином все очные занятия отменились, мы перешли в онлайн. В деньгах мы потеряли, но хоть что-то зарабатываем, и то хорошо! Сократилось число занятий, и часть клиентов отказалась от обучения, так как осталась без работы: «Мы не знаем, на что будем жить, поэтому пока не будем заниматься».

В обычное время пребывание в детском саду стоит 24 тысячи рублей в месяц. Помимо занятий, мы проводим тренинги и развивающие игры, соответствующие возрасту. Проводить их удалённо невозможно, поэтому мы даём только базовые занятия. Так, если раньше дети занимались у нас по 4 часа в день, то теперь дважды по 20-40 минут в день.

 

Адаптация

При переходе в онлайн самым сложным было адаптировать занятия под новый формат. Очевидно, что они подходят не всем. Например, мы не стали проводить занятия с детьми трёх лет. Малышам важно очное присутствие, важна возможность потрогать учебные материалы, попрыгать вместе со всеми. Чтобы удержать их внимание во время онлайн-урока, надо буквально стоять на ушах. Поняли, что для них лучше записывать видеоуроки. 

На первом занятии было сложно. Дети говорили хором, педагоги не понимали, как отключить их микрофоны, как запретить рисовать на экране (в зуме есть возможность разукрашивать общий экран). Со временем стало легче, но мы до сих пор делимся друг с другом, как бороться с «маленькими варварами». Чем старше дети, тем с ними проще.

 
Часть занятий центр «Веста» публикует бесплатно в своём аккаунте в Instagram
 

Благодаря организации онлайн-занятий мы не прервали обучение детей, они закончили основную программу и перешли к повторению. Для родителей это важно. Родители заботятся о пользе, а дети хотят, чтобы было интересно. Поэтому я учу педагогов: в начале занятия спрашивайте как дела. Дети показывают свои игрушки и домашних животных, делятся новостями. Это важно, чтобы ребёнок шел с желанием на занятие.

Нравится не только детям, но и педагогам. Здесь больше свободы: я им даю конспект, а презентацию они делают сами — так, как им удобно.

 

Как сохранить спокойствие

Я стереотипный человек, и возраст даёт о себе знать — мне было сложновато. Но помогла дочь: поддержала, научила работать в зуме. И спасибо коллегам, они стараются и не унывают. В конце концов, работать онлайн оказалось проще, чем я ожидала.

 

Взгляд в будущее

По выходу из режима самоизоляции мы сделаем онлайн отдельным направлением. Во-первых, есть клиенты, чьи дети время от времени уезжают в другую страну. Во-вторых, родители будут покупать занятия на лето, когда переселяются с детьми на дачу, где неудобно заниматься. Поэтому я вижу в ситуации плюсы, я получила инсайт: «Ух ты! Так можно!».

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением