Онлайн-журнал

Как поддерживать высокую квалификацию сотрудников

Разбираемся кого учить, зачем и как

Дополнительные материалы
KPI: как рассчитать уровень выполнения плана
 
 

Высококвалифицированные сотрудники — ценный ресурс любой компании. И постоянное развитие персонала имеет основополагающее значение в развитии бизнеса. При правильной работе с кадрами растёт производительность труда, повышается качество продукта, улучшаются экономические показатели. 

Open Academy рассказывает, как поддерживать квалификацию сотрудников на должном уровне.

 
 

Зачем повышать квалификацию персонала

 

Повышение квалификации — это актуализация знаний и навыков по имеющейся специальности. В процессе обучения сотрудники осваивают новые инструменты и получают новые знания, что позволяет повысить категорию специалиста. 

Основные причины для повышения квалификации сотрудников:

 
  • Улучшение качества продукта или услуг. Квалифицированный персонал лучше справляется со своими обязанностями. Это позволяет повысить финансовые показатели деятельности и завоевать расположение клиентов.
  • Уменьшение расходов компании. Во-первых, сотрудники высокой квалификации, быстрее и качественнее выполняют свои обязанности. Во-вторых, компания избавляется от необходимости привлечения сторонних специалистов. Всё это положительно влияет на рентабельность компании.
  • Предотвращение ошибок в процессе деятельности. В процессе обучения сотрудники изучают теорию и совершенствуют полученные навыки на практике. В итоге снижается число ошибок, допускаемых по причине недостатка знаний.
 

Кроме того, повышение квалификации персонала становится жизненно необходимым, когда компания хочет выйти на новый уровень, масштабировать бизнес и обойти конкурентов. 

Одна из наиболее распространённых ошибок руководства — обновить штат, предварительно не попробовав обучить имеющихся сотрудников.

 
 

Каких сотрудников нужно обучать

 

Безусловно, что зная свой бизнес, вы понимаете, каких именно должностей должно коснуться повышение квалификации. С этого и начните: определите, кого нужно учить — программистов, бухгалтеров, менеджеров и т. д. 
Затем поставьте цели обучения, которых вы планируете достичь: увеличить производительность труда, улучшить качество услуг, внедрить новые технологии и прочее. От целей будет зависеть содержание обучения. 

Далее можно выбрать конкретных людей. Здесь важно понимать, что если у самого работника нет желания учиться, то и хорошего результата ожидать не стоит. 

У сотрудников, чью квалификацию вы хотите повысить, должна быть мотивация к обучению:

 
  • возможность карьерного роста;
  • повышение заработной платы;
  • улучшение условий труда и т. п.
 

Учтите, что обучение персонала —  это ещё и способ повысить лояльность сотрудников к компании. Работники лучше относятся к компании и охотнее работают на её благо, если видят, что компания настроена на долгосрочное сотрудничество и заботится о сотрудниках. 

Для выявления сотрудников, которых нужно обучать, можно анкетировать самих сотрудников и непосредственных руководителей:

 
 

Возможные методы повышения квалификации

 

Условно все методы можно поделить на внутренние и внешние. 

К внутренним методам относятся:

 
  • Инструктаж. Это обязательное кратковременное обучение (1-3 дня), которое нужно проводить для любого новичка. Подробное ознакомление с инструкциями может быстрее влиться в работу.
  • Наставничество. Более опытные сотрудники могут обучать молодых специалистов. В этом случае нужно продумать систему мотивации для наставников (премии, доплаты).
  • Обмен опытом между коллективами. Можно временно перевести сотрудника в другой филиал или отдел, если коллектив там более квалифицирован.
 

Достоинства обучения внутри компании в том, что это менее затратно, укрепляет корпоративные связи и можно отслеживать и корректировать процесс. Однако не всегда внутренних знаний достаточно, особенно при обучении новым технологиям и методам. 

Внешние методы повышения квалификации сотрудников позволяют перенять сторонний опыт и, как правило, дают более структурированные знания.

Возможные варианты:

 
  • Лекции, семинары, конференции. Такие мероприятия обычно непродолжительны —  от одного до нескольких дней. Целесообразно применять эти методы, если нужно познакомить сотрудников с новыми инструментами, обучить более современным технологиям, рассказать им о неординарных способах решения рабочих задач.
  • Тренинги. На таком мероприятии опытный тренер делится своими навыками и наработками. Отправлять сотрудников на тренинги стоит, если необходимо повысить уровень знаний по текущей должности.
  • Профессиональные курсы. Более длительный и нередко более затратный вариант. Однако и эффект от профессионального обучения гораздо выше. Сотрудники не только улучшают имеющиеся знания, но и проходят полную переподготовку с учётом современных требований к должности.
 

Обязательно отслеживайте результаты обучения и успехи сотрудников. Повлияло ли повышение квалификации персонала на финансовые показатели? Насколько быстрее и эффективнее работники стали выполнять свои обязанности? Повысилось ли качество продукта или услуг? Поощряйте тех, кто с успехом прошёл обучение и по максимуму применяет полученные знания на практике. 

Для оценки качества обучения также можно проанкетировать сотрудников:

 
 

Какой метод лучше выбрать для повышения квалификации работников

 

Сложно сказать, какой метод обучения сотрудников лучше или хуже. Тем более, что каждый из них имеет свои плюсы. Мы рекомендуем сочетать внутренние и внешние методы и выбирать с учётом конечной цели обучения. Например:

 
  • Нужно адаптировать новых сотрудников. В этом случае помогут внутренние мероприятия. Например, наставничество и мастер-классы. Можно разработать небольшой обучающий видеокурс, чтобы объяснить основные обязанности сотрудника и разъяснить принципы работы.
  • Необходимо внедрить новые инструменты и технологии. Здесь целесообразно применение внешних методик —  тренинги, семинары, лекции, конференции.
  • Требуется полностью изменить подход к работе и научить сотрудника новым методикам. Тут будут полезны внешние профессиональные курсы.
 

Важно! Повышение квалификации персонала не должно быть хаотичным и проводиться от случая к случаю. Если вы хотите получить по-настоящему хорошие результаты, важно постоянно заботиться об улучшении качества знаний сотрудников.

Все о развитии бизнеса
с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением