Высококвалифицированные сотрудники — ценный ресурс любой компании. И постоянное развитие персонала имеет основополагающее значение в развитии бизнеса. При правильной работе с кадрами растёт производительность труда, повышается качество продукта, улучшаются экономические показатели.
Open Academy рассказывает, как поддерживать квалификацию сотрудников на должном уровне.
Повышение квалификации — это актуализация знаний и навыков по имеющейся специальности. В процессе обучения сотрудники осваивают новые инструменты и получают новые знания, что позволяет повысить категорию специалиста.
Основные причины для повышения квалификации сотрудников:
- Улучшение качества продукта или услуг. Квалифицированный персонал лучше справляется со своими обязанностями. Это позволяет повысить финансовые показатели деятельности и завоевать расположение клиентов.
- Уменьшение расходов компании. Во-первых, сотрудники высокой квалификации, быстрее и качественнее выполняют свои обязанности. Во-вторых, компания избавляется от необходимости привлечения сторонних специалистов. Всё это положительно влияет на рентабельность компании.
- Предотвращение ошибок в процессе деятельности. В процессе обучения сотрудники изучают теорию и совершенствуют полученные навыки на практике. В итоге снижается число ошибок, допускаемых по причине недостатка знаний.
Кроме того, повышение квалификации персонала становится жизненно необходимым, когда компания хочет выйти на новый уровень, масштабировать бизнес и обойти конкурентов.
Одна из наиболее распространённых ошибок руководства — обновить штат, предварительно не попробовав обучить имеющихся сотрудников.
Безусловно, что зная свой бизнес, вы понимаете, каких именно должностей должно коснуться повышение квалификации. С этого и начните: определите, кого нужно учить — программистов, бухгалтеров, менеджеров и т. д.
Затем поставьте цели обучения, которых вы планируете достичь: увеличить производительность труда, улучшить качество услуг, внедрить новые технологии и прочее. От целей будет зависеть содержание обучения.
Далее можно выбрать конкретных людей. Здесь важно понимать, что если у самого работника нет желания учиться, то и хорошего результата ожидать не стоит.
У сотрудников, чью квалификацию вы хотите повысить, должна быть мотивация к обучению:
Учтите, что обучение персонала — это ещё и способ повысить лояльность сотрудников к компании. Работники лучше относятся к компании и охотнее работают на её благо, если видят, что компания настроена на долгосрочное сотрудничество и заботится о сотрудниках.
Для выявления сотрудников, которых нужно обучать, можно анкетировать самих сотрудников и непосредственных руководителей:
- Инструктаж. Это обязательное кратковременное обучение (1-3 дня), которое нужно проводить для любого новичка. Подробное ознакомление с инструкциями может быстрее влиться в работу.
- Наставничество. Более опытные сотрудники могут обучать молодых специалистов. В этом случае нужно продумать систему мотивации для наставников (премии, доплаты).
- Обмен опытом между коллективами. Можно временно перевести сотрудника в другой филиал или отдел, если коллектив там более квалифицирован.
Достоинства обучения внутри компании в том, что это менее затратно, укрепляет корпоративные связи и можно отслеживать и корректировать процесс. Однако не всегда внутренних знаний достаточно, особенно при обучении новым технологиям и методам.
Внешние методы повышения квалификации сотрудников позволяют перенять сторонний опыт и, как правило, дают более структурированные знания.
Возможные варианты:
- Лекции, семинары, конференции. Такие мероприятия обычно непродолжительны — от одного до нескольких дней. Целесообразно применять эти методы, если нужно познакомить сотрудников с новыми инструментами, обучить более современным технологиям, рассказать им о неординарных способах решения рабочих задач.
- Тренинги. На таком мероприятии опытный тренер делится своими навыками и наработками. Отправлять сотрудников на тренинги стоит, если необходимо повысить уровень знаний по текущей должности.
- Профессиональные курсы. Более длительный и нередко более затратный вариант. Однако и эффект от профессионального обучения гораздо выше. Сотрудники не только улучшают имеющиеся знания, но и проходят полную переподготовку с учётом современных требований к должности.
Обязательно отслеживайте результаты обучения и успехи сотрудников. Повлияло ли повышение квалификации персонала на финансовые показатели? Насколько быстрее и эффективнее работники стали выполнять свои обязанности? Повысилось ли качество продукта или услуг? Поощряйте тех, кто с успехом прошёл обучение и по максимуму применяет полученные знания на практике.
Для оценки качества обучения также можно проанкетировать сотрудников:
Сложно сказать, какой метод обучения сотрудников лучше или хуже. Тем более, что каждый из них имеет свои плюсы. Мы рекомендуем сочетать внутренние и внешние методы и выбирать с учётом конечной цели обучения. Например:
- Нужно адаптировать новых сотрудников. В этом случае помогут внутренние мероприятия. Например, наставничество и мастер-классы. Можно разработать небольшой обучающий видеокурс, чтобы объяснить основные обязанности сотрудника и разъяснить принципы работы.
- Необходимо внедрить новые инструменты и технологии. Здесь целесообразно применение внешних методик — тренинги, семинары, лекции, конференции.
- Требуется полностью изменить подход к работе и научить сотрудника новым методикам. Тут будут полезны внешние профессиональные курсы.