Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Как использовать возможности CRM на 100%

Инструкция Open Academy

 

Когда компания растёт и число её клиентов переваливает за 10–15 в месяц, встаёт вопрос об автоматизации бизнес-процессов. Как правило, первым инструментом, который внедряют владельцы бизнеса, становится CRM-система, или Customer Relationship Management. Это не просто база данных, в которую заносят клиентов — это система, помогающая выстраивать длительные отношения с клиентами, не терять их и мягко, но целенаправленно вести по воронке продаж.

 
 

Как использовать возможности CRM по максимуму и на что обратить внимание при её внедрении.

 

Упорядочите бизнес-процессы и определитесь с целями внедрения CRM

 

У компании должны быть понятные «оцифрованные» цели — например, рост доли рынка на 2%, увеличение среднего чека на 10% или продление жизненного цикла клиента на 1 год. Важно, чтобы бизнес-процессы были построены с ориентацией на цели, регламентированы и понятны сотрудникам. Зная цели и видя перед собой список бизнес-процессов, которые хотелось бы автоматизировать, можно выбирать CRM-систему. Если такого понимания нет, то инвестиции в CRM могут превратиться в обидный слив бюджета.

 
 

Запланируйте обучение персонала работе с CRM

 

Как правило, решение внедрить CRM приходит сверху, от владельца или руководителя компании. Персонал может воспринимать новшества негативно, стараясь работать по-старинке, опасаясь усиления контроля и ответственности. Крайне важно познакомить всех сотрудников компании с CRM и обучить работе с ней на более глубоком уровне, чем простое: «Нажмите вот на эту кнопочку и заполните вот эту форму».

 

Используйте все обучающие материалы, которые предоставляет поставщик CRM

 

Чтобы обучение сотрудников прошло быстро и качественно, запросите у компании-разработчика CRM все возможные обучающие материалы. Это могут быть инструкции, регламенты, видеоролики с рассказом о наиболее важных или вызывающих сложности моментах, подробные статьи. Как правило, у крупных игроков рынка всю эту информацию можно получить ещё до заключения договора и начала работы с CRM.

 
 

Интегрируйте CRM с таск-менеджером компании

 

Таким образом в компании будут объединены управление взаимоотношениями с клиентами и управление проектами. Вместе это повысит эффективность работы команды. При интеграции важно исключить дублирующие функции, например, дублирующуюся отчётность, чтобы сотрудники не путались в инструментах.

 

Используйте максимум функций
 

 

После установки CRM не останавливайтесь на том, чтобы использовать систему только для ведения базы данных клиентов. Это — как если бы вы купили макбук и использовали его как блокнот для записей, не подключая к интернету. Функционал CRM позволяет собирать аналитику по каждому клиенту, определять интересы клиентов, корректировать воронку продаж, контролировать работу менеджеров, планировать задачи, составлять отчёты.

 
 

Учитывайте данные аналитики
 

 

Если использовать возможности CRM фрагментарно, только для хранения базы клиентов и работы с воронкой продаж, то рост компании, если и будет происходить, будет экстенсивным — за счёт появления новых клиентов. Если же серьёзно работать с аналитикой, используя её для поиска всех возможных точек роста, — то бизнес будет развиваться как за счёт привлечения новых, так и за счёт повышения эффективности работы с уже имеющимися клиентами (интенсивный рост). Это рационально и выгодно, так как имеющиеся клиенты уже лояльны к вашей компании, тогда как лояльности новых ещё только предстоит добиться.

 
 

Когда у владельцев компании есть понимание, каких результатов они ждут от внедрения CRM, а коллектив технически и информационно подготовлен к переменам, — эффект будет максимальным. Система станет надёжным фундаментом компании, автоматизируя рутину, сохраняя клиентскую базу и предоставляя аналитические данные для принятия важных управленческих решений.