- Бизнес
- Производство елей
- География присутствия
- Россия, Белоруссия, Казахстан
- Оборот в год
- 3 000 000 руб
- Лет на рынке
- 14 лет
Мой бизнес по производству елей начинался с моего гаража. Именно там мы изготовили наш первый заказ. Для того, чтобы его сделать, у нас практически ничего не было. Был мой гараж, мы купили трубы. Сами резали, пилили, варили.
В первый год мы хотели посмотреть, есть ли рынок в принципе. Мы попробовали, оборот был буквально 2-3 миллиона рублей. Но тогда для нас это был колоссальный успех. Дальше росли уже и в два, и в три раза в год. Сейчас, когда рынок стабилизировался, рост на 10-15% в год это уже хорошо.
Средний чек для уличной елки с украшениями, гирляндами и оформлением — это 200 000–300 000 рублей. Если говорить про домашнюю елку, то средний чек приблизительно 8 000-10 000 рублей».
Каналов распространения у нас несколько. Первый — это наши партнеры. Основной их плюс в том, что они находятся на всей территории России. Второй — это госконтракты, площадки, где проходят тендеры. Если ты его выигрываешь, то можешь поставлять продукцию. Третий — это наши собственные ресурсы — сайт, через который мы совершаем прямые продажи. И четвертый — это торговые сети, крупные сетевые магазины, куда мы поставляем большие объемы наших комнатных елок.
Сезонность, конечно, присутствует. Именно поэтому мы работаем с разными группами клиентов — у них разная покупательская активность. Например, сети делают ранние закупки. Соответственно, ты получаешь ранний контракт и начинаешь раньше разгонять свое производство. То же самое с партнерами. Они, делая предзаказ, получают более выгодные для себя условия, и загружают наше производство в несезон. Плюс мы анализируем рынок, на основе чего держим какое‑то количество продукции на складе, чтобы в сезон удовлетворить спрос.
Сейчас работает 130–140 человек. Но у нас состав варьируется, потому что под сезон нам требуется большее количество единовременных специальностей: сварщиков, грузчиков, складских работников и т.д. Мы добираем людей с рынка, закрывая этим позиции.
Очень сложно работать с российскими поставщиками, потому что культуры, как таковой, еще нет. Здесь мы предъявляем высокие требования к качеству: клиенты предъявляют нам, мы — поставщикам и самим себе. Сталкиваемся с тем, что не всегда поставщики могут соответствовать нашим стандартам качества. Здесь мы стараемся действовать так: все, что можем сделать сами, мы делаем сами. Там, где не можем — работаем с поставщиками.
Инвестиции, которые были на начальном этапе, были минимальными. Мы только делали первую ель, ресурсы нам не нужны были практически. Мы тратили 30 – 50 – 100 тысяч рублей. Когда решили, что нам нужен цех, оборудование, тогда речь пошла о других цифрах. В то время нам потребовалось около 2 000 000–3 000 000 рублей, чтобы начать.