Главная

Сколько стоит ваш продукт

Как не ошибиться при расчете себестоимости и правильно установить цену продажи
 

При запуске любого нового продукта очень важно правильно рассчитать его стоимость. Причем назначать цену нужно не по принципу «дорого — дешево», а с учетом себестоимости. В сети много различных руководств, формул и инструкций по расчету себестоимости и правильному ценообразованию. Однако большинство таких материалов перенасыщены терминами и рассчитаны исключительно на специалистов.

 

Рассказываем простыми словами о том, как правильно считать себестоимость и устанавливать цену на продукт.

 

Что такое себестоимость продукта и что в нее входит

 

Себестоимость продукта — это совокупность всех затрат на производство и сбыт этого продукта. Это определение применимо к любому виду продукции, будь то какой-то физический предмет или инфопродукт.

 

Различают такие основные виды себестоимости, как:

 
  • производственная — это непосредственные затраты на производство продукции, без расходов на продажу;  
  • полная — это совокупность производственной себестоимости и коммерческих затрат.
 

Частая ошибка многих начинающих предпринимателей в том, что они рассчитывают себестоимость производственную. То есть считают, сколько средств было потрачено на создание продукта.

 

Например, вы сделали обучающий онлайн-курс. Посчитали, сколько денег было потрачено на разработку сценария, монтаж, оплату преподавателей, лендинг. Далее сложили все суммы и получили себестоимость. Прибавили к получившейся сумме свою наценку и начали продажи. Однако прибыли так и не получили. Оказалось, что ваша прибыль — разница между себестоимостью и ценой продажи — полностью ушла на продвижение, рекламу, сопровождение продаж. В итоге вы не просто не вернули средства, но и остались в минусе.

 

Как рассчитать себестоимость продукта

 

Для начала посчитайте все затраты, без которых создать продукт невозможно. Например:

 
  • сырье и материалы;
  • осуществление производства;
  • оплата труда сотрудников.
 

Далее посчитайте дополнительные затраты. К примеру:

 
  • аренда помещения;
  • складское хранение;
  • упаковка продукта.
 

После сложения получившихся сумм вы будете знать производственную стоимость, то есть стоимость готового к продаже продукта.

 

Теперь посчитайте все затраты, которые возникнут в процессе продажи или ведении бизнес-деятельности в целом:

 
  • оплату продвижения продукта;
  • покупку рекламы;
  • организацию доставки;
  • налоговые отчисления.
 

В итоге полная себестоимость вашего продукта будет равна сумме средств, потраченных вами до непосредственной продажи.

 

Например, вы хотите открыть небольшой кондитерский цех по изготовлению шоколада. Чтобы посчитать себестоимость одной шоколадной плитки вам нужно сложить все затраты на производство, понесенные до момента продажи. Допустим:

 

  • стоимость сырья — 200 000 рублей;
  • расходы на электроэнергию — 6 000 рублей; 
  • оплата труда — 3 кондитера по 15 000 рублей; 
  • премии и надбавки — 1 500 рублей; 
  • социальные отчисления — 7 500 рублей; 
  • содержание оборудования — 8 000 рублей; 
  • затраты на рекламу — 9 000 рублей;
  • оплата труда менеджера по продажам — 18 000 рублей; 
  • расходы на хранение и доставку — 26 000 рублей.

 

После сложения всех сумм у вас получилось, что 321 000 рублей потрачено на производство и предпродажную деятельность. Для расчета себестоимости одной плитки шоколада, поделите полученную сумму на общее количество плиток, произведенных в расчетный период. К примеру, было сделано 6 420 плиток. Делим на эту сумму полную себестоимость производства и узнаем, что производство одной единицы продукта обошлось в 50 рублей. Это и есть полная себестоимость одной шоколадной плитки.

 

Совет! Сумму некоторых расходов вы можете знать только за месяц. Что подсчитать затраты на конкретное производство, ориентируйтесь на продолжительность работы. Например, вы платите за аренду помещения 20 000 рублей в месяц. Поделите эту сумму на количество рабочих дней в месяц, а потом на количество рабочих часов за день. Вы узнаете стоимость одного часа аренды. Аналогично рассчитайте и прочие ежемесячные расходы.

 

Нюансы ценообразования

 

Когда вы правильно рассчитали себестоимость, вам остается прибавить сумму желаемой прибыли. Но для расчета суммы наценки необходимо изучить конкурентов: ваша цена не должна сильно превосходить стоимость аналогов либо потребуется обосновать превышение.

 

Еще один нюанс связан с реализацией. Если вы планируете оптовые продажи или работу с посредниками, подумайте о возможных скидках. Оптовые покупатели и посредники должны получать свою часть прибыли. При этом розничную цену продукта желательно поддерживать примерно на одном уровне, вне зависимости от того, кто выступает продавцом — непосредственный производитель или посредник.

 

Получается, что для определения цены продукта нужно:

 
  • посчитать производственную себестоимость;
  • определить полную себестоимость;
  • высчитать размер наценки с учетом расценок конкурентов;
  • предусмотреть скидки при оптовых продажах;
  • рассчитать оптовую и розничную стоимость продукта.
 
 

Также учтите, что для запуска производства могут потребоваться начальные вложения: на покупку оборудования, ремонт помещения, оформление деятельности. Это затраты разовые. Они не входят в состав себестоимости, а окупаются за счет прибыли. Чистую прибыль вы получите только после возврата первоначальных вложений.

 

В идеале еще до начала производства нового продукта нужно составить детальный бизнес-план. Подробно просчитайте все затраты на производство, продвижение и сбыт. Посчитайте, какова полная себестоимость продукта, какой будет прибыль от продажи, за какой срок вы сможете окупить первоначальные вложения и когда начнете получать реальный доход. Такой подход к запуску нового продукта убережет вас от финансовых потерь из-за убыточности бизнеса или недостатка средств на ведение деятельности. К тому же изначальное знание себестоимости продукта позволит прогнозировать его востребованность на рынке с учетом наценки и конкуренции.

 

О нюансах составления бизнес-плана можно прочитать в статьях Open Academy «Краткосрочный бизнес-план онлайн» и «Как составить стратегический бизнес-план онлайн».

Все о развитии бизнеса с помощью онлайн-инструментов и опыте спикеров-предпринимателей

Узнать больше

Нажимая кнопку «Узнать больше», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, и соглашаетесь с пользовательским соглашением