Практически у каждого крупного бренда есть четко сформулированные миссия и ценности. Это некий стандарт, которому в последнее время старается соответствовать даже малый бизнес. Например, на сайтах многих небольших компаний в разделе «О нас» присутствуют рассуждения о миссии и ценностях. Однако зачастую смысл этих понятий остается неясным даже для самих компаний.
Нередко миссией называют цель существования и деятельности. Не совсем верное определение, поскольку основная задача любого бизнеса заключена в получении прибыли.
Миссия — смысл существования компании кроме увеличения дохода. Она отражает предназначение вашей деятельности, формирует принципы, ценности и позиционирование (конкурентное отличие).
- Что мы делаем (вид деятельности)?
- Для кого делаем (целевая аудитория)?
- Где делаем (географически)?
- Как делаем (в чем уникальность и преимущества)?
- Что не делаем и никогда делать не будем?
В идеале если из описания миссии можно получить ответы на все вышеуказанные вопросы — миссия сформулирована правильно. Но чаще определение звучит как некая глобальная цель.
Google — упорядочить всю информацию в мире и сделать ее доступной каждому.
Nike — принести вдохновение и инновации для каждого спортсмена в мире.
Считается, что впервые миссию компании придумал Коносуке Мацусита, основатель Panasonic Corporation. В 1932 году на собрании учредителей компании Мацусита объявил: «Наша миссия как производителя состоит в том, чтобы создавать материальное изобилие, поставляя товары так же обильно и недорого, как водопроводную воду. Именно так мы можем искоренить бедность, принести счастье в жизнь людей и сделать этот мир лучше»
Под ценностями подразумевают не материальные блага, а некие принципы взаимодействия с сотрудниками, клиентами и другими компаниями.
Чаще всего ценности определяют как список из нескольких ключевых убеждений. Иногда каждый пункт дополняют небольшим пояснением.
1. Создавать сплоченный коллектив из людей с похожими жизненными принципами.
2. Разрабатывать и реализовывать PR-стратегию в соответствии с убеждениями компании.
Ценности исходят из миссии и показывают, что важно для компании в отношении сотрудников и клиентов. Общие ценности объединяют людей:
1. Сотрудникам комфортнее работать в компании, убеждения которой они разделяют.
2. Клиенты чаще обращаются в компании, чьи ценности совпадают с их собственными.
То есть миссия дает ответ на вопрос, для чего компания нужна обществу и что она несет своим клиентам. Ценности помогают привлекать лучших сотрудников, стимулируют продажи и задают тон взаимодействия с клиентами. Вместе миссия и ценности формируют образ компании.
Возможно, что небольшим компаниям необязательно продумывать свою миссию или устанавливать ценности. Зачастую более важная задача для них — обойти конкурентов и удержаться на рынке.
Однако когда компания любого уровня определяет свою миссию, она фактически берет на себя обязательство по созданию какой-то пользы для общества. Это повышает лояльность потребителей. Когда люди понимают, что миссия компании состоит в наилучшем удовлетворении их потребностей, они охотнее совершают покупки и чаще становятся постоянными покупателями.
Как пример — российский бренд SPLAT, производящий профессиональные средства по уходу за полостью рта. Изначально основатели компании начали производство зубной пасты и акцентировали свое внимание на качестве продукта. Но одного качества оказалось недостаточно: люди не слишком охотно покупали дорогую пасту неизвестного бренда.
Переломным стал момент, когда основатель компании решил рассказать потребителям о своей команде, ее принципах и целях. Он просто написал покупателям письмо, которое затем было вложено в упаковки с пастой, вызвало интерес потребителей и получило мощный отклик. Сегодня SPLAT один из самых быстрорастущих брендов в категории средств гигиены полости рта, он экспортирует свою продукцию в десятки стран.
Вне зависимости от размера своего бизнеса постарайтесь сформулировать свою миссию и ценности. Но помните, что у успешной компании должно быть свое уникальное предназначение и индивидуальность. Не копируйте чужие идеи. Просто подумайте, какую пользу несет обществу ваш продукт, и какие ценности важны лично для вас.