Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Зачем компании миссия и ценности

И что это значит

 

Практически у каждого крупного бренда есть четко сформулированные миссия и ценности. Это некий стандарт, которому в последнее время старается соответствовать даже малый бизнес. Например, на сайтах многих небольших компаний в разделе «О нас» присутствуют рассуждения о миссии и ценностях.  Однако зачастую смысл этих понятий остается неясным даже для самих компаний.

 

Open Academy расскажет о миссии и ценностях, их предназначении и влиянии на бизнес.

 

Что такое миссия компании

 

Нередко миссией называют цель существования и деятельности. Не совсем верное определение, поскольку основная задача любого бизнеса заключена в получении прибыли.

 

Миссия — смысл существования компании кроме увеличения дохода. Она отражает предназначение вашей деятельности, формирует принципы, ценности и позиционирование (конкурентное отличие).

 

Один из способов формулирования миссии предполагает поиск ответов на такие вопросы:

 
  1. Что мы делаем (вид деятельности)?
  2. Для кого делаем (целевая аудитория)?
  3. Где делаем (географически)?
  4. Как делаем (в чем уникальность и преимущества)?
  5. Что не делаем и никогда делать не будем?
 

В идеале если из описания миссии можно получить ответы на все вышеуказанные вопросы — миссия сформулирована правильно. Но чаще определение звучит как некая глобальная цель.

 

Примеры миссий компаний:

 

Google — упорядочить всю информацию в мире и сделать ее доступной каждому.

Nike — принести вдохновение и инновации для каждого спортсмена в мире.

 

Считается, что впервые миссию компании придумал Коносуке Мацусита, основатель Panasonic Corporation. В 1932 году на собрании учредителей компании Мацусита объявил: «Наша миссия как производителя состоит в том, чтобы создавать материальное изобилие, поставляя товары так же обильно и недорого, как водопроводную воду. Именно так мы можем искоренить бедность, принести счастье в жизнь людей и сделать этот мир лучше»

 

Что такое ценности компании

 

Под ценностями подразумевают не материальные блага, а некие принципы взаимодействия с сотрудниками, клиентами и другими компаниями.

 

Примеры ценностей компаний:

 

Samsung

  • люди
  • превосходство
  • изменения
  • честность
  • совместное процветание

 

Procter & Gamble

  • честность
  • лидерство
  • собственность 
  • страсть к победе
  • доверие

 

Mercedes-Benz

  • страсть
  • уважение 
  • честность
  • дисциплина
  • совершенство

 

Чаще всего ценности определяют как список из нескольких ключевых убеждений. Иногда каждый пункт дополняют небольшим пояснением.

 
 

Зачем компании нужны миссия и ценности

 

Наличие понятно сформулированной миссии помогает:

 

1. Создавать сплоченный коллектив из людей с похожими жизненными принципами.

2. Разрабатывать и реализовывать PR-стратегию в соответствии с убеждениями компании.

 

Ценности исходят из миссии и показывают, что важно для компании в отношении сотрудников и клиентов. Общие ценности объединяют людей:

 

1. Сотрудникам комфортнее работать в компании, убеждения которой они разделяют.

2. Клиенты чаще обращаются в компании, чьи ценности совпадают с их собственными.

 

То есть миссия дает ответ на вопрос, для чего компания нужна обществу и что она несет своим клиентам. Ценности помогают привлекать лучших сотрудников, стимулируют продажи и задают тон взаимодействия с клиентами. Вместе миссия и ценности формируют образ компании.

 

Как правильно выбранные миссия и ценности могут повлиять на бизнес

 

Возможно, что небольшим компаниям необязательно продумывать свою миссию или устанавливать ценности. Зачастую более важная задача для них — обойти конкурентов и удержаться на рынке.

 

Однако когда компания любого уровня определяет свою миссию, она фактически берет на себя обязательство по созданию какой-то пользы для общества. Это повышает лояльность потребителей. Когда люди понимают, что миссия компании состоит в наилучшем удовлетворении их потребностей, они охотнее совершают покупки и чаще становятся постоянными покупателями.

 

Как пример — российский бренд SPLAT, производящий профессиональные средства по уходу за полостью рта. Изначально основатели компании начали производство зубной пасты и акцентировали свое внимание на качестве продукта. Но одного качества оказалось недостаточно: люди не слишком охотно покупали дорогую пасту неизвестного бренда.

 

Переломным стал момент, когда основатель компании решил рассказать потребителям о своей команде, ее принципах и целях. Он просто написал покупателям письмо, которое затем было вложено в упаковки с пастой, вызвало интерес потребителей и получило мощный отклик. Сегодня SPLAT один из самых быстрорастущих брендов в категории средств гигиены полости рта, он экспортирует свою продукцию в десятки стран.

 
 

Вне зависимости от размера своего бизнеса постарайтесь сформулировать свою миссию и ценности. Но помните, что у успешной компании должно быть свое уникальное предназначение и индивидуальность. Не копируйте чужие идеи. Просто подумайте, какую пользу несет обществу ваш продукт, и какие ценности важны лично для вас.