Онлайн-журнал
Академия бизнеса стала частью портала «Ближе к делу». Больше курсов, кейсов и полезных материалов. Перейти на портал

Народное финансирование

Сервисы краудфандинга для развития бизнеса

 

Краудфандинг — это коллективное финансирование. Для предпринимателя это способ привлечь деньги через специальные онлайн-сервисы. Расскажем, как использовать краудфандинг для развития нового проекта, поддержки действующего или проверки идей.

 

Что такое краудфандинг

 

В 2019 году в России приняли «закон о краудфандинге». Он разрешает компаниям и индивидуальным предпринимателям привлекать под свои проекты средства, собранные через краудфандинговые платформы.

 

Краудфандинговые платформы — это онлайн-сервисы Planeta.ru, Boomstarter и другие. Все они работают по примерно одной схеме.

 

Предприниматель публикует проект и сообщает, какая сумма необходима на его развитие. Подписчики площадки и другие люди, узнавшие о проекте из СМИ или соц. сетей предпринимателя, вкладывают столько, сколько могут или считают нужным. Взамен они получают вознаграждение. Его предприниматель продумывает заранее.

 

Создатели настольной игры просят денег на печать и обещают выслать спонсорам первые экземпляры, когда будут готовы. Швея просит средства на развитие мастерской и в зависимости от суммы в качестве бонуса отправляет одну или несколько блузок.

 

Если предпринимателю не удалось собрать минимальную необходимую сумму, Boomstarter возвращает средства инвесторам. Если нужную сумму всё-таки удалось собрать — площадка перечисляет деньги предпринимателю. На Planeta.ru достаточно собрать 50% от суммы. Когда деньги поступили, предприниматель реализует проект и отчитывается перед инвесторами — высылает обещанное вознаграждение.

 

На сбор средств площадки дают ограниченное время. Planeta.ru рекомендует от полутора месяцев до полугода и разрешает продлить срок один раз. На Boomstarter рекомендуют уложиться в 35 дней, но не больше 60 дней и не разрешают продлевать кампанию.

 

Как использовать краудфандинг

 

Краудфандинг используют в благотворительности и поддержке общественных инициатив. Но мы сосредоточимся на возможностях для предпринимателей: запуск нового или поддержка текущего проекта, проверка гипотез.

 

Запуск нового продукта

Если вы давно вынашиваете идею и никак не можете найти денег на реализацию, попробуйте краудфандинг. Если новый товар или услуга понравятся людям, они поддержат.

 

В США краудфандинговые площадки используют стартапы. На Kickstarter регулярно поддерживают создателей новых гаджетов, одежды, игр и фильмов. В России бывает по-другому. Например, туристический комплекс придумал новую услугу, праздник Оленя, и рассказал о нём на Planeta.ru. Идею поддержали.

 

Поддержка текущего проекта

Если у вас уже есть действующий бизнес и вам нужны средства на его развитие, краудфандинг поможет. На Planeta.ru есть несколько вдохновляющих примеров. Автор полезных сладостей собрала деньги на запуск цеха; швею поддержали в желании восстановить швейную фабрику в Сибири; фермер-сыродел нашёл деньги на оформление документации.

 

Проверка гипотезы

Если ваша идея еще не до конца сформирована и вы не уверены, что она полетит, проверьте ее на краудфандинговых площадках. Расскажите о ней как о планируемом проекте и посмотрите на реакцию людей. Если будут готовы вкладывать, значит, идея жизнеспособна. Если нет или вложений будет недостаточно — вы никого не обманете, деньги вернутся инвесторам.

 

Как запустить краудфандинговую кампанию

 

Собрать деньги с помощью краудфандинга непросто. В первую очередь важна идея. Именно от неё зависит, поддержат вас люди или нет. Но даже хорошую идею можно загубить, если плохо представить и не продвигать.

 

Выберите краудфандинговую площадку и изучите её правила. Подготовьте всё, что необходимо. На каждой площадке проекты проверяют модераторы. Если описание проекта будет соответствовать требованиям, модерация пройдёт быстрее.

 
  1. Продумайте вознаграждение для людей, которые вас поддержат. Это может быть будущий товар или услуга, фирменная одежда или даже просто открытка со «спасибо». Чем больше вознаграждений, тем лучше.
  2. Оформите проект. Расскажите о себе, чтобы сформировать доверие. Расскажите об истории проекта: как пришли к нему. Покажите наработки.
  3. Подготовьте активность. Попросите друзей вас поддержать репостом в соцсетях. Подготовьте регулярные публикации на время сбора средств.
 

Чтобы лучше подготовиться к кампании, пройдите курс Boomstarter.ru или курс Planeta.ru.  Если ищете другие источники финансирования бизнеса, оставьте заявку на кредит в «Открытии».

 
 

В следующей статье расскажем, как использовать краудфандинговые площадки для поиска новых продуктов.