Краудфандинг — это коллективное финансирование. Для предпринимателя это способ привлечь деньги через специальные онлайн-сервисы. Расскажем, как использовать краудфандинг для развития нового проекта, поддержки действующего или проверки идей.
В 2019 году в России приняли «закон о краудфандинге». Он разрешает компаниям и индивидуальным предпринимателям привлекать под свои проекты средства, собранные через краудфандинговые платформы.
Краудфандинговые платформы — это онлайн-сервисы Planeta.ru, Boomstarter и другие. Все они работают по примерно одной схеме.
Предприниматель публикует проект и сообщает, какая сумма необходима на его развитие. Подписчики площадки и другие люди, узнавшие о проекте из СМИ или соц. сетей предпринимателя, вкладывают столько, сколько могут или считают нужным. Взамен они получают вознаграждение. Его предприниматель продумывает заранее.
Создатели настольной игры просят денег на печать и обещают выслать спонсорам первые экземпляры, когда будут готовы. Швея просит средства на развитие мастерской и в зависимости от суммы в качестве бонуса отправляет одну или несколько блузок.
Если предпринимателю не удалось собрать минимальную необходимую сумму, Boomstarter возвращает средства инвесторам. Если нужную сумму всё-таки удалось собрать — площадка перечисляет деньги предпринимателю. На Planeta.ru достаточно собрать 50% от суммы. Когда деньги поступили, предприниматель реализует проект и отчитывается перед инвесторами — высылает обещанное вознаграждение.
На сбор средств площадки дают ограниченное время. Planeta.ru рекомендует от полутора месяцев до полугода и разрешает продлить срок один раз. На Boomstarter рекомендуют уложиться в 35 дней, но не больше 60 дней и не разрешают продлевать кампанию.
Краудфандинг используют в благотворительности и поддержке общественных инициатив. Но мы сосредоточимся на возможностях для предпринимателей: запуск нового или поддержка текущего проекта, проверка гипотез.
Запуск нового продукта
Если вы давно вынашиваете идею и никак не можете найти денег на реализацию, попробуйте краудфандинг. Если новый товар или услуга понравятся людям, они поддержат.
В США краудфандинговые площадки используют стартапы. На Kickstarter регулярно поддерживают создателей новых гаджетов, одежды, игр и фильмов. В России бывает по-другому. Например, туристический комплекс придумал новую услугу, праздник Оленя, и рассказал о нём на Planeta.ru. Идею поддержали.
Поддержка текущего проекта
Если у вас уже есть действующий бизнес и вам нужны средства на его развитие, краудфандинг поможет. На Planeta.ru есть несколько вдохновляющих примеров. Автор полезных сладостей собрала деньги на запуск цеха; швею поддержали в желании восстановить швейную фабрику в Сибири; фермер-сыродел нашёл деньги на оформление документации.
Проверка гипотезы
Если ваша идея еще не до конца сформирована и вы не уверены, что она полетит, проверьте ее на краудфандинговых площадках. Расскажите о ней как о планируемом проекте и посмотрите на реакцию людей. Если будут готовы вкладывать, значит, идея жизнеспособна. Если нет или вложений будет недостаточно — вы никого не обманете, деньги вернутся инвесторам.
Собрать деньги с помощью краудфандинга непросто. В первую очередь важна идея. Именно от неё зависит, поддержат вас люди или нет. Но даже хорошую идею можно загубить, если плохо представить и не продвигать.
Выберите краудфандинговую площадку и изучите её правила. Подготовьте всё, что необходимо. На каждой площадке проекты проверяют модераторы. Если описание проекта будет соответствовать требованиям, модерация пройдёт быстрее.
- Продумайте вознаграждение для людей, которые вас поддержат. Это может быть будущий товар или услуга, фирменная одежда или даже просто открытка со «спасибо». Чем больше вознаграждений, тем лучше.
- Оформите проект. Расскажите о себе, чтобы сформировать доверие. Расскажите об истории проекта: как пришли к нему. Покажите наработки.
- Подготовьте активность. Попросите друзей вас поддержать репостом в соцсетях. Подготовьте регулярные публикации на время сбора средств.
Чтобы лучше подготовиться к кампании, пройдите курс Boomstarter.ru или курс Planeta.ru. Если ищете другие источники финансирования бизнеса, оставьте заявку на кредит в «Открытии».