Онлайн-журнал

Булки не растут на деревьях

История неудачного образовательного проекта
Бизнес
Булки не растут на деревьях
Город
Москва
Год основания
2011 - 2014
 
 

Рассказывать про успехи, прибыльное дело, преодоление трудностей и развитие бизнеса — легко и приятно. Совсем другая история, когда бизнес пришлось закрыть навсегда. Произойти это может по ряду самых разных причин. Главное не отчаиваться, даже если учиться приходится на собственных ошибках.

 

Начало

 

Проект начался в 2011 году под руководством Марии Ивановой, которая раньше занималась организацией частного детского сада и управляла небольшим агентством маркетинга в интернете и социальных сетях.

 

Планировалось, что проект будет состоять из двух блоков. Первый — интерактивный онлайн-портал, на котором дети могли выбрать чему они хотят учиться, кем стать в будущем и чему посвятить свое основное время. Программа содержала интерактивные игры, видео-уроки с учителем, ответы на вопросы викторины, сборку роботов, изобразительное искусство и др. К сожалению, он не был реализован.

 

Вторая часть  — специальные курсы оффлайн, где дети могли попробовать себя в разных профессиях, участвуя в конкурсах, проходя стажировку на предприятиях, в коммерческих и некоммерческих организациях. Была реализована в объеме около 50 программ — экскурсий на рабочие места, курсов, мастер-классов и летних лагерей, которые прошло порядка 1500 детей. Как минимум 3 человека человека выбрали учебные заведения под влиянием занятий проекта.

 

Что пошло не так:

 
  1. С самого начала у команды было недостаточно опыта и ресурсов, чтобы поднять такой проект.
  2. Не было маржинального продукта в услугах и жизнеспособной стратегии коммерциализации текущих продуктов.
  3. У сотрудников не было представления о необходимом функционале для успешного поддержания проекта. А команда энтузиастов не смогла обеспечить нужный набор навыков для поддержания и развития бизнеса. В итоге получили профессиональное выгорание команды.
  4. Не было постоянного места для проведения курсов. Локация все время менялась. В итоге, вкупе с недостаточным спросом смена места привела к еще большей потери аудитории.
  5. В принципе не было представления о том, как работать с клиентской базой. Процесс продаж не был отлажен, клиентов привлекали исключительно через социальные сети, заменив все каналы продаж SMM-продвижением.
 

Что сделали бы по-другому:

 
  1. Собрала бы команду с партнерами, у которых есть нужный функционал и опыт развития бизнеса.
  2. Продажи — во главу угла.
  3. Инновации нужно начинать на «дешевые»* деньги.
  4. Привлекла бы менторов по развитию бизнеса сразу, а не когда начались проблемы.
  5. Всегда должна быть четкая цель и гибкий подход к ее достижению.
 

Несмотря на все трудности, и даже благодаря им, Мария планирует в скором времени открытие нового бизнеса.

 

*Дешевые деньги  — это низкая стоимость займов, вызванная определенной денежной политикой и ослаблением ограничений, удешевление банковского кредита вследствие проведения центральным банком следующих мероприятий: снижения учетной ставки (процента, под который центральный банк выдает ссуды коммерческим банкам), снижения норм обязательных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральных банках, покупки центральными банками у коммерческих банков государственных ценных бумаг. В результате увеличиваются свободные денежные ресурсы банков, создаются льготные условия для выдачи банками недорогих кредитов, что приводит к резкому увеличению предложения денежных и кредитных ресурсов и снижению процентных ставок.