В 2017 году компания Google обнаружила, что самыми продуктивными были команды сотрудников с сильными soft skills. Какие навыки считаются гибкими и чем они отличаются от жёстких — разберёмся в новом материале Open Academy.
Профессиональные компетенции разделяются на hard и soft skills. Первые — это привычные навыки, которые необходимы для каждой отдельной специальности: для программиста важно знать языки программирования, для таргетолога — настраивать рекламу в интернете, а для дипломата — знать иностранные языки и разбираться в международных отношениях.
Soft skills — непрофессиональные навыки, это умения и знания, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Эмпатия и эмоциональный интеллект, критическое мышление и навык работы в команде, ненасильственное общение и тайм-менеджмент — именно эти навыки относят к гибким. И чтобы добиться успеха, недостаточно только быть хорошим профессионалом, надо ещё уметь договариваться с коллегами и клиентами, понимать чувства других людей и анализировать свои поступки.
И если жёсткие навыки можно получить на курсах повышения квалификации, то soft skills нельзя приобрести за несколько дней или недель. Гибкие навыки закладываются в детстве и развиваются в течение долгого периода, иногда всей жизни человека. Это не значит, что их нельзя развить с нуля, но если вы захотите улучшить свои soft skills, надо будет запастись терпением и оттачивать навык каждый день в разных жизненных ситуациях.
Учёные из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги обнаружили, что на 85% успех человека в профессии зависит от soft skills, а на жёсткие навыки остаются только 15%. Причём развивать гибкие навыки важно и сотрудникам, и руководителю, ведь вы, как лидер, задаёте направление развития компании.
Гибкие навыки нельзя оцифровать или заменить техническим решением. Искусственный интеллект не сможет придумать, как действовать в нетипичных обстоятельствах или проанализировать ситуацию.
Soft skills стали инструментом для развития и роста компании. Согласно оценкам Бостонского колледжа и ведущих вузов США, после обучения гибким навыкам производительность каждого отдельного сотрудника вырастает на 12%, а возврат инвестиций составляет 250%.
Прежде чем начать изучать, надо понять, что изучать? Какие конкретно гибкие навыки необходимы в вашей жизни? Подумайте, с какими трудностями вы столкнулись в последнее время в работе и какие навыки помогли бы вам их решить? Выпишите их — это и есть необходимые для вас soft skills.
Также вы можете пройти один из тестов на определение уровня развития гибких навыков. Например, можно взять этот или этот. Такие тесты можно использовать и для того, чтобы определить, какие гибкие навыки необходимо развивать у ваших сотрудников.
Вы можете прочитать книгу или пройти курс, но это только первый маленький шаг к развитию гибких навыков. Необходимо каждый день внедрять навык в свою ежедневную практику. Например, вы хотите развить навык ненасильственного общения, анализируйте каждый свой диалог в течение дня, оценивайте, насколько резкими и категоричными были ваши высказывания. Затем учитесь использовать более экологичные фразы в беседах с близкими. Так ненасильственное общение постепенно войдёт в привычку.
Или, например, вы хотите научиться управлять проектами. Начните воспринимать каждую свою задачу, как проект: разделяйте на этапы, ставьте дедлайны, анализируйте результаты. Когда будут удаваться маленькие проекты, можно усложнять задачу и совершенствовать свой навык.
И так можно поступать с любым из soft skills. Чтобы вам проще было сделать первый шаг к приобретению гибких навыков, мы собрали для вас небольшие подборки книг, с изучения которых можно начать.
- Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно».
- Мортен Хансен «Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству».
- Твайла Тарп «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду».
- Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон «Переговоры без поражения».
- Том Чатфилд «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй своё мнение».
- Оскар Бренифье «Давай обсудим».
- Эрик Ванс «Внушаемый мозг. Как мы себя обманываем и исцеляем».
- Дайана Халперн «Психология критического мышления».
- Джефф Сазерленд «Scrum. Революционный метод управления проектами».
- Марк Форстер «Сделай это завтра».
- Николай Товеровский «Управление проектами, людьми и собой».
- Дэвид Андерсон «Канбан. Альтернативный путь в Agile».
- Том ДеМарко, Тимоти Листер «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды».
- Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения. Строить отношения и управлять ими, эффективно общаться, понимать других».
- Маршалл Розенберг «Язык жизни».
- Дмитрий Чернышёв «Как люди думают».
- Чип Хиз и Дэн Хиз «Ловушка мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете».
- Тал Бен-Шахар «Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь».
- Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью».
- Морган Джонс «Решение проблем по методикам спецслужб».
- Нэт Грин «Хватить гадать!».
- Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро».
- Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0».
- Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и книга «Эмоциональный интеллект в работе».
- Энтони Мерсино «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов. Практическое руководство».
- Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость».