Ни один бизнес не может существовать в вакууме. Управление им, равно как и развитие любого проекта, начинается с алгоритма изучения состояния компании. В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета предложили внедрить так называемую SWOT-модель. С её помощью стало возможным разрабатывать стратегию поведения любой компании. Анализ позволяет определить зависимость её состояния от комплекса внешних и внутренних воздействий. SWOT-анализ можно назвать главным предварительным этапом в маркетинговом планировании. Его суть заключается в фиксировании всех факторов, которые влияют на бизнес и деятельность.
- в стратегическом проектировании новой компании, услуги или товара;
- в анализе деятельности государственной или некоммерческой компании, образовательного учреждения, проекта, отдела и т.д.;
- для анализа профессионального или личностного роста;
- для изучения поведения конкурентов в той или иной нише.
Любой предприниматель должен видеть реальные способы управления. К ним относятся внутренние ресурсы компании, а также препятствия и оценка возможностей для её роста.
- Strengths — сильные стороны. К ним относятся преимущества, ценности, навыки — например, качество продукции, репутация, бонусная система, грамотный персонал. Благодаря сильным позициям компания увеличивает продажи, усиливает своё присутствие на рынке и достойно конкурирует с другими фирмами.
- Weakness — слабые стороны. Здесь имеются в виду недостатки, которые мешают компании развиваться, получать прибыль и выигрывать у конкурентов. К ним можно отнести высокие цены, скудный ассортимент, плохие условия труда и т.д. Если их выявить и изучить, можно минимизировать потери и даже усилить эти слабые места.
- Opportunities — возможности. Сюда входят благоприятные факторы, позволяющие компании расти и быть эффективной: развитие технологий, появление новых партнёров, возможность работать за пределами страны и т.д. Если грамотно использовать эти факторы, можно существенно укрепить сильные стороны вашей организации.
- Threats – угрозы. К ним относятся отрицательные факторы или трудности, на которые не влияют решения предпринимателя. Это могут быть различные форс-мажоры, рост числа конкурентов, изменение законодательства не в вашу пользу и другие.
Эта модель не только помогает прорабатывать стратегии, но и позволяет систематизировать имеющиеся знания. Результат анализа не будет успешным, если данные неверные или неполные.
- Проводите SWOT-анализ не для всего бизнеса, а для его отдельных сегментов: продукта, услуги или направления.
- Не смешивайте сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами. Они отличаются тем, что конкретно вы способны изменить сами и на что никак не можете повлиять изнутри.
- Когда вы определяете «S» и «W», одинаково серьёзно прислушивайтесь к мнению руководителей, конкурентов, покупателей и партнёров. От этого зависит ваша рыночная конкурентоспособность.
- SWOT-анализ предполагает объективную оценку, поэтому опирайтесь на цифры и факты из нескольких источников, ничего не додумывайте сами.
- При выявлении «O» и «T» находите способы их нивелирования.
- Вы определяете объект анализа.
- Назначаете группу экспертов.
- Они выявляют сильные и слабые стороны.
- Определяют возможности и угрозы.
- Оставляют наиболее приоритетные пункты.
- Формируют результаты на основе таблицы.
- Вы используете их для создания оптимальной стратегии.
- повышают конкурентоспособность товара или услуги за счёт сильных сторон — это стратегия прорыва;
- снижают угрозы и риски от внешних воздействий за счёт выделения преимуществ — это первая стратегия переходного периода;
- превращают слабости бизнеса в его сильные стороны — это вторая стратегия переходного периода;
- снижает выявленные угрозы путём ликвидации слабых сторон — это стратегия выживания.
При составлении SWOT-матрицы удалите из неё неприоритетные и лишние пункты в каждом из четырёх полей. Всё, что от вас требуется при проведении SWOT-анализа — делать очевидными сильные стороны, нивелировать влияние слабых, реализовывать возможности и преобразовывать угрозы в потенциал вашего бизнеса.